«Добивается успеха не тот, кто не совершает ошибок, а тот, кто умеет их исправлять», «искать виноватых — это последнее, что нужно делать, когда пытаешься выбраться из ямы».
Памятуя об этих простых истинах, попробую с позиции предпринимателя-производственника порекомендовать будущему президенту программу, которая была необходима нашей стране всегда и никак не может потерять своей актуальности.
Главное, что нужно сделать — дать возможность зарабатывать достойные средства населению страны. Для этого население должно быть занято производством хорошо покупаемых, конкурентных товаров. То есть, нужно повысить сначала внутреннюю конкурентоспособность производимых в стране товаров, а затем и внешнюю. Для этого нужно серьезно модернизировать имеющееся производство. Это пытался делать еще Хрущев, с его программой «догнать и перегнать», это пытался сделать и Медведев с его девизом «модернизации страны», но нет никаких предпосылок к улучшению.
Для того, чтобы оценить глубину отставания российского производства от технологически развитых стран, будем помнить, что на наших заводах до сих пор можно встретить оборудование, которое досталось от Германии со времен Великой Отечественной Войны, в то время как в технологически продвинутых странах сменилось уже не одно поколение роботизированных комплексов.
Китай в свое время открыл границы для западных технологий и за 15 лет совершил поражающий воображение прорыв: из страны, которая вывозила только термосы и фарфоровые тарелки, превратился в страну, снабжающую весь мир современными товарами.
У нас границы крепко закрыты таможенными бюрократическими препонами и пошлинами. О какой модернизации производства может идти речь! Правительству пора понять, что модернизация не свалится с неба, а может прийти только из развитых стран, теперь уже и из Китая.
Поэтому первое, что нужно сделать — убрать барьеры на пути внедрения современных технологий — убрать таможенные препоны и пошлины на технологическое оборудование. Больше того, нужно максимально облегчить и даже стимулировать процесс его покупки. Так как современное оборудование — дорогое удовольствие, а предприятия и без того лежат на боку, то неплохо было бы предоставлять льготные кредиты для его покупки. В идеале — потратить стабфонд, если он еще остался, на закупку оборудования и раздать его на каких-то условиях предприятиям. Давать лучше удочку, а не деньги или окорочка!
Пока же реальной помощи нашего государства процессу модернизации нет. И здесь мы подходим к самой главной проблеме. Бюрократизм и чиновники превратили нашу страну в место, где невозможно вести бизнес. Без преувеличения можно сказать, что страна находится под чиновничьим гнетом. Предпринимательская инициатива скована этим гнетом по рукам и ногам. Именно поэтому в России только 12% ВВП приходятся на долю малых предприятий, в то время как в США это 70%. В Китае на долю малого бизнеса приходится 60% всего экспорта, в России — 5%. Во всех развитых странах считается, что предприниматели — это их гордость. В России же пока слово «предприниматели» ассоциируется только с олигархами, приватизировавшими советское производство.
В настоящее время все без исключения государственные функции по регулированию предпринимательской деятельности представляют собой сложные, запутанные процедуры, в которых даже сами чиновники не всегда разбираются. Эти процедуры являются тем болотом, в котором вязнет любая инициатива, и той почвой, которая питает коррупцию.
Так уж устроено государственное делопроизводство, что для решения всех вопросов всегда нужен большой документооборот, в котором участвуют несколько госучреждений, никак между собой не связанных. У каждого учреждения свои правила, инструкции. Ввиду огромности документооборота, частой смены правил и инструкций, несогласованности учреждений, всегда найдутся противоречащие друг другу «пунктики», плюс человеческий фактор — ошибки. Таким образом, одно учреждение имеет полное право и даже обязано (!) блокировать решение вопроса из-за ошибок или неточностей другого. А так как учреждения не зависимы друг от друга и никак не заинтересованы в решении, то получается, что никакой вопрос и НЕ МОЖЕТ БЫТЬ РЕШЕН С ПОЛНЫМ СОБЛЮДЕНИЕМ ВСЕХ ПРАВИЛ И ИНСТРУКЦИЙ! И только взятка заинтересованного лица «смазывает» этот ржаво-древний механизм. Это самый обыденный вид взяток, он вуалируется под «оформительские услуги».
В качестве иллюстрации можно привести таможенное оформление, так называемую «растаможку». В европейских странах эта процедура или отсутствует (создана зона свободного перемещения товаров и людей) или занимает 10−15 минут. У нас же «растаможка» — это сложная процедура, с участием таможенных органов на границе и на месте прибытия товара. Соответственно, на границе — огромные очереди из грузовиков, на месте прибытия — огромные очереди на сдачу и получение документов. В общей сложности эти процедуры занимают 3−15 дней. Возможны и неразрешимые ситуации. У меня был случай, когда на границе на один из документов по ошибке не поставили штамп, а на месте прибытия заявили, что не имеют права оформлять «растаможку» без этого штампа. Состоялся такой диалог:
" - Вы же видите, что на остальных документах штамп есть, значит, груз проходил границу.
— Ну и что, на этом документе штампа нет, и мы не имеем права, это большое нарушение, езжайте на границу, ставьте штамп.
— Но ведь без груза там не имеют права поставить штамп, а груз вы не выпустите из таможенного склада без «растаможки», так что же делать? (до границы 5000 км, груз 2 тонны).
— Идите к начальству, решайте вопрос".
Начальник сказал следующее: «по нашим правилам из этой ситуации есть только один выход — мы задерживаем ваш груз, как не прошедший оформление, а затем отдаем на реализацию или утилизацию, а пока пишите объяснительную». Мне пришлось написать объяснительную (оправдываться за ошибку их же сотрудника!), обратиться к своему знакомому, у которого в свою очередь был знакомый крупный чиновник в мэрии, после звонка которого и после дополнительной недели разбирательств, мне все-таки оформили «растаможку».
А если обратиться в частную брокерскую контору, которая занимается «растаможкой» в государственной таможне, то оформление пройдет побыстрее и без таких мытарств, но уже за отдельную плату. И ни для кого не секрет, что эта плата делится между брокерами и таможенниками.
Благодаря такой «помощи» со стороны государства российские фирмы, которые занимаются импортом, с конечного покупателя берут как минимум две цены плюс пошлину. Поэтому получается, что если российский предприниматель захочет купить западный станок, то он ему обойдется раза в два-три дороже, чем западному предпринимателю. Эти «разы» и уходят на преодоление таможенных барьеров.
А еще есть гораздо более сложные процедуры, чем «растаможка». Например, оформление разрешения на строительство, в котором участвует не один десяток госучреждений. Без связей или без «подмазывания», тут предпринимателю вообще делать нечего. И сколько бы высшие чиновники не заклинали о государственной «поддержке» жилищного строительства, реально эта «поддержка» выглядит как самая коррумпированная и очень длительная процедура.
«Борьба с коррупцией», которая время от времени разворачивается на российских просторах — это борьба с чрезмерным, перехлестнувшим через край, взяточничеством. Возможно, она и бывает успешной. Но уменьшить уровень коррупции до каких-то приемлемых размеров, при существующей системе функционирования госслужб невозможно.
Мое предложение: там, где это необходимо, нужно внедрить один из методов улучшения функционирования госслужб — заменить их карающие функции на помогающие.
Рассмотрим это на примере пожарной инспекции. Основная функция существующей инспекции — наказывающая, карающая. Осуществляется эта функция следующим образом — инспектор появляется на предприятии, составляет акт нарушений пожарной безопасности, которые всегда найдутся. Далее, если нарушения не устранены, через суд должна следовать кара — прекращение деятельности предприятия. Суд — это тоже непростая процедура, она может длиться месяцами, но она работает уже не в пользу инспекции, и пожарники идут на нее с неохотой. Поэтому с вероятностью 90% после акта следует взятка и предприятие продолжает работать. Случится пожар, инспекция трясет актом… и так до следующего пожара!
Функцию — с карающей на помогающую?
В этом случае лицензированная инспектирующая организация не только составляет акт нарушений, но и разрабатывает мероприятия по их устранению, и может даже, осуществляет их, естественно, за деньги предприятия. Хотя, в каких-то случаях, государство могло бы и прокредитовать эти мероприятия или даже полностью оплатить, например, домам для престарелых. Часты пожары — лишение лицензии. Что получим в итоге? Предприятие будет заинтересовано не переплачивать инспектирующей организации и самому следить за пожарной безопасностью. А инспектирующая организация будет заинтересована реально инспектировать.
Таким же образом следует изменить функции и другим государственным инспекциям - санитарным, по охране труда и пр.
Для наглядности опишу пример.
Представьте пенсионерку, которая печет очень вкусные пирожки. Для того, чтобы баловать этими пирожками не только своих домашних, а создать свое ИП для продажи сдобы, ей необходимо получить разрешения во всех инспекциях — экологической, пожарной, санитарной и др. Так как эти инспекции никак не заинтересованы в деятельности этого ИП, то они предъявят к нему все положенные требования. А так как эти требования многочисленны и зачастую просто несуразны (потому что разрабатывались организациями, которые ни в чем не заинтересованы и ни за что не отвечают), то выполнить их без знания способов «обхода» невозможно. Понятно, что пенсионерка не сможет начать деятельность и войдет в то самое число попавших под чиновничий гнет.
Теперь представьте, что инспекциям сменили карающую функцию на помогающую. В этом случае, ИНСПЕКТОРЫ САМИ ПРЕДЛОЖАТ ПЕНСИОНЕРКЕ СПОСОБЫ И МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ВСЕХ ТРЕБОВАНИЙ, банки дадут отложенный кредит, как это делается во всем цивилизованном мире. И пенсионерка в цивилизованных условиях начнет свою деятельность.
Конечно, методы улучшения работы каких-то госслужб могут быть другими. Это должно явиться предметом самого тщательного анализа и проработки для каждого учреждения и службы. Наверное, не нужно бояться и конкуренции. Насколько грамотно и правильно это будет сделано, настолько и сносно будет функционировать государство, настолько поднимется уровень доверия населения к государственным институтам. А при высоком уровне доверия снизится мотивация к уклонению от налогов. Как в случае с нашей пенсионеркой — за помощь со стороны государства в обустройстве ее бизнеса, она отплатит тем же — заплатит налоги. Это, в свою очередь, приведет к уменьшению многочисленных контролирующих органов. И вообще, принесет общее оздоровление настроений в стране.
От нашей организационной и технологической убогости во всех этих отраслях политики отмахиваются, как от надоевшей мухи. Транспортные пробки в больших городах — это результат многолетней неорганизованности городского управления — хаотичные застройки, наружные трубопроводы, необустроенные овраги, запущенное состояние дорожного покрытия и пр. и пр. Про неорганизованность медицинских учреждений, стояние в многочисленных очередях, в народе говорят так: «чтобы у нас лечиться, надо иметь крепкое здоровье». И так далее, и тому подобное. А политики, СМИ с упоением обсуждают цены на нефть, судебные тяжбы олигархов, биржевые котировки, выборные страсти. Если и дальше нашими самыми насущными проблемами никто не будет заниматься, то новое поколение, которое уже выезжает заграницу и знакомо с другой жизнью, вряд ли будет терпеть нашу жизнь.
Новосибирск
Фото: ИТАР-ТАСС