На недавнем заседании президиума правительства обсуждался вопрос о состоянии российского авиапарка, пишет сегодня «Российская газета». «Проблема, надо сказать, не из простых, особенно учитывая, что уже не первый раз на самом высоком государственном уровне идут разговоры о том, что значительное количество российских авиакомпаний пока, к сожалению, не могут похвастаться наличием самого современного авиапарка», отмечает издание.
Глава правительства Владимир Путин в этой связи выделил авиакомпанию «Аэрофлот», пишет «РГ». «Состояние авиапарка „Аэрофлота“ гораздо лучше, чем в среднем по стране: средний износ по России — 16,3 года, а у государственного перевозчика — всего пять лет», — сказал премьер-министр.
«Публичная похвала со стороны премьера тем приятнее, что звучит она в отношении коммерческих предприятий не так часто, — отмечает в „Независимой газете“ политолог Павел Данилин. — Напротив, на слуху и на памяти „выволочки“, которые он делал бизнесменам по разным поводам. Так что высокая оценка деятельности „Аэрофлота“ — событие для российского бизнеса знаковое. Нельзя исключать, что это и вовсе смена вектора по отношению к рынку — если раньше Путин чаще подчеркивал недостатки, ставил на вид, теперь он отмечает тех, кого можно и есть за что похвалить».
Проблема устаревшего парка берет свои истоки в 90-х: тогда большинство российских авиакомпаний, появившихся после распада Союза, делали ставку на самолеты советского производства. Повышение цен на авиатопливо, рост расходов на поддержание летной годности этих самолетов привели к тому, что авиакомпаниям потребовались современные, эффективные лайнеры — и они в большинстве своем сделали выбор в пользу самолетов иностранного производства. Вот только ведут себя авиаперевозчики по-прежнему, как «экономные» граждане тех же 90-х — продолжают покупать подержанные зарубежные машины.
«В этом смысле „Аэрофлот“ оказался, по сути, единственным приятным исключением. — пишет „РГ“. — А посему неудивительно, что авиакомпания заслужила отдельной похвалы от руководства страны». Кстати, в конце прошлого года «Аэрофлот» заслужил и мировое признание: попал в топ-10 престижного мирового рейтинга компаний, работающих в сфере туризма и путешествий The Boston Consulting Group (BCG), о чем напоминает газета.
В этом рейтинге оценивается рост экономических показателей компании, а также эффективность работы менеджмента. По итогам 2010-го посткризисного года «Аэрофлот» оказался одной из немногих мировых авиакомпаний, которой удалось существенно увеличить свою выручку: она превысила 4,3 млрд долларов.
«Согласно оценке одного из самых влиятельных изданий в мировой авиаиндустрии — журнала Airline Business, „Аэрофлот“ стал 9-м среди всех авиакомпаний Европы по всем финансовым показателям», отмечает РГ.
«Новый парк сокращает расходы на самолеты, — цитирует „РГ“ аналитика группы по специальным ситуациям компании АТОН Никиту Мельникова. — Например, в Европе новыми самолетами обзаводятся в основном дискаунтеры. Потому что новый самолет ломается очень редко. А после пяти лет он начинает ломаться часто. Премиальным компаниям, которым, кроме денег, важно сохранить еще и имидж, чтобы их самолеты не задерживались».
Как отмечает Мельников, у нового парка есть и еще одно немаловажное экономическое преимущество: чем современнее судно, тем меньше расходов на топливо. «Если говорить о потреблении топлива, то оно у „Аэрофлота“ после обновления парка значительно сократилось, — отмечает Мельников в РГ. — Так, если в 2006 году, когда авиапарк был еще советским, расход топлива был 494 грамма на тоннокилометр, то в 2011-м — 330».
Как отмечает «РГ», по оценкам аналитиков, «Аэрофлот» стал существенно наращивать темпы своего развития начиная с весны 2009 года, когда компанию возглавил ее нынешний гендиректор Виталий Савельев, приведший за собой команду эффективных менеджеров. «Савельев, безусловно, прекрасно дирижирует компанией», — считает главный редактор портала «Авиа.ру» Руслан Гусаров. — Неслучайно именно гендиректор «Аэрофлота» получил в минувшем году престижную премию «Аристос» в номинации «Лучший высший руководитель».