Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
5 февраля 2012 11:00

За концерт Высоцкого — 5 лет тюрьмы

В Беларуси Владимира Семеновича не узнавали на улицах

279

Беларусь — страна, в которой Высоцкий провел немало времени: целых семь картин с участием Владимира Семеновича выпустил в прокат «Беларусьфильм» — в некоторых он снимался, для других написал и записал песни. О встречах с Владимиром Высоцким и Мариной Влади здесь могут рассказать как самые обычные люди, так и белорусские легенды, вроде режиссера Виктора Турова, у которого Высоцкий снялся в своем первом белорусском фильме «Я родом из детства». В процессе съемок актер крепко подружился с режиссером. Причем Туров, в отличие от многих фальшивых друзей барда, которые после его смерти кормились за счет скандальных интервью, в течение 16 лет ничего не рассказывал публике про свои отношения с артистом, и только в год своей смерти поведал о том, каким был Высоцкий в Беларуси.

В начале 70-х годов Высоцкий и Марина Влади очень часто приезжали в Беларусь на съемки фильма «Сыновья уходят в бой», которые проходили в небольшой деревне в окрестностях Новогрудка. В перерывах между съемками отдыхали на местных озерах. Виктор Туров вспоминал: «Встретил я Володю и Марину, и привез на озеро Свитязь. Было воскресенье, понаехало много отдыхающих. Ну, и как это всегда в группе бывает, кто-то похвалился перед посторонними, что к нам приедут Высоцкий и Марина Влади. И по пляжу, по озеру пошел такой шорох, шум!

Они приехали, измученные дорогой. А у меня был съемочный день, кроме того, нужно было сделать кое-какие дела. Я оставил их одних погулять в лесу вдоль озера. Вдруг ко мне прибегает кто-то из группы и говорит: «Знаешь, там бить собираются Высоцкого и Влади!» — «Почему? Что случилось?» — «А их, говорят, приняли за самозванцев, потому что никто не поверил, что вот эти два обыкновенных, в общем, человека — Высоцкий и Влади».

У тогдашней публики бытовало мнение, что Высоцкий — это бывший белогвардеец, со шрамом на лице, огромного роста и так далее. Марина Влади в своем скромном неброском наряде выглядела просто обаятельной женщиной. Естественно, они далеко не тянули на этаких суперменов, какими были в воображении людей. Это зародило подозрительность, и вот за «самозванство» моих гостей чуть было не отколотили".

Это несовпадение экранного и реального образа артиста очень часто становилось причиной неудовольствия его публики. Оператор киностудии «Беларусьфильм» Сергей Петровский вспоминал: «Во время съемок фильма «Сыновья уходят в бой» какие-то пацаны чуть не побили Володю, когда тот сказал, что он — Высоцкий. Они представляли его высоким и мощным молодцом. Мы подтвердили, что он действительно Высоцкий, и их встреча затянулась до утра. Или еще один случай. На съемках наш водитель разозлился на Володю и даже накричал на него. После записи Высоцкий вышел из аппаратной и назвал себя. Водитель же отреагировал так: «Да ты что?! Высоцкий же два метра ростом!».

Елена Секланская, преподаватель русского языка, которая в те годы была студенткой, в 1979 году познакомилась с Высоцким прямо на улице: «Это одно из самых ярких впечатлений всей моей жизни. Мы с подружками пошли за билетами в театр Янки Купалы — на гастроли Театра на Таганке даже и не мечтали попасть, это удавалось только по огромному блату! Мы и решили, что раз весь город в Доме Офицеров смотрит на Высоцкого, значит, в купаловском театре будет пусто. Проходим через площадь возле Дома Офицеров, и видим его! Мы остолбенели, конечно, и стояли, как курицы. А моя подружка Аня была посмелее, говорит: «Девочки, я пойду автограф у него попрошу, пока не ушел!». И пошла. Владимир Семенович, видимо, ожидал кого-то, Аня к нему подошла, говорит: «Здравствуйте, а можно ваш автограф?» а он ей в ответ: «С удовольствием, а где и чем расписаться?». И тут стало понятно, что ни у кого из нас нет ни ручки, ни карандаша — был выходной день, мы были без своих студенческих сумок, где все это, конечно, водилось. Он засмеялся, и сказал: «Девушки, приходите вечером на спектакль, у администратора спросите, я вам оставлю билеты сразу с автографами!». Так все и получилось. Свой билет я храню до сих пор, хотя сын подбивал продать в Интернете на аукционе, я не согласилась. Сказала: «Вот помру — тогда делай что хочешь».

А белорус Лев Лисиц за свою любовь к бардовской песне оказался в тюрьме на целую пятилетку, хотя говорит, что когда организовывал подпольные концерты Высоцкого в Минске в 1979 году, даже не подозревал о возможных последствиях: «Театр на Таганке приехал в Минск с выступлениями в июне, и я по линии общества книголюбов отправился в Дом Офицеров, где шли спектакли, договариваться о концертах для института, где тогда работал. Дождался Владимира Семеновича за сценой после репетиции, очень робел, и сильно удивился, когда он сказал, что с удовольствием отыграет один концерт, причем — совершенно бесплатно. Но я понимал, что в наш актовый зал просто не поместятся все желающие посмотреть на знаменитого певца, и попросил хотя бы о двух выступлениях. Тогда Высоцкий сказал, что второе уже за деньги и отправил меня договариваться об этом к актеру Ивану Бортнику. И вы знаете, сам Владимир Семенович никогда не прикасался к деньгам, все вопросы с финансовой стороной мы впоследствии решали именно через Бортника. В итоге договорились на 17 концертов, хотя успели провести всего 7 выступлений — в июне и в августе. Билеты я напечатал самодельные, цена на них была, по тем временам, не маленькая, два с половиной рубля, но и не огромная, работник кафедры нашего института зарабатывал около 150 рублей в месяц.

Вне концертов я с Владимиром Семеновичем общался мало, но запомнил его человеком положительным, приветливым и тонко замечавшим разные мелочи, детали. Конечно, когда впервые увидел его, меня поразил невысокий рост — по телевидению он казался гигантом. На концертах он постоянно исполнял новые песни, и между июнем и августом репертуар значительно пополнился, это было очень интересно, при том, что многие люди ходили на каждый из прошедших в Минске концертов, и все равно могли услышать там что-то новое.

После седьмого концерта меня вызвали в горком, и там я понял, что дело очень серьезное… Главный идеолог наорал на меня, едва ли не расстрелом угрожал, сказал, что концерты Высоцкого запрещены, что мало мне за них не покажется. Сразу же оттуда на милицейском «воронке» меня отвезли в управление МВД, а у меня с собой была крупная, просто огромная по тем временам сумма денег — 4 тысячи рублей. Мне инкриминировали статью «хищение госимущества путем присвоения в особо крупных размерах», и сначала присудили 8 лет лишения свободы, но потом скостили до 5.

О смерти Владимира Семеновича я узнал на следующий день после нее в тюрьме, жена прислала мне письмо — тогда по Минску они доходили за сутки. Я был потрясен, не поверил, он же был еще очень молодой.

Если бы я знал, чем для меня закончится организация концертов Высоцкого, я бы, конечно, остановился на том единственном для сотрудников, который Владимир Семенович предлагал дать бесплатно".

Минск

Фото: ИТАР-ТАСС

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня