«Свободная пресса» продолжает беседовать с людьми, определявшими политическую жизнь нашей страны в 1990-е годы. Сейчас вновь стоит вопрос: по какому пути направится Россия после президентских выборов, улучшится ли жизнь народа?
Вслед за политиком и публицистом Юрием Болдыревым, полковником запаса, бывшим депутатом Госдумы Виктором Алкснисом, бывшим руководителем администрации президента Сергеем Филатовым, последним председателем Верховного Совета РФ Русланом Хасбулатовым и первым руководителем Российского телевидения Олегом Попцовым на вопросы «СП» отвечает бывший депутат трех созывов Госдумы, экономист, писатель Ирина Хакамада.
«СП»: — Ирина Муцуовна, как вы, после двух многотысячных митингов на Болотной и проспекте Сахарова, оцениваете сегодняшнее состояние российского общества?
— Состояние поменялось. Оно не поменялось качественно, оно прошло триггерную точку, при которой было замкнутым, равнодушным к политике, смирившимся со всем. Сейчас происходит постепенное пробуждение, возникает интерес к политике, причём, связанный не только с выборами. Общество захотело, чтобы его начали слышать, слушать и считаться с ним. Происходящие протесты связаны не с уровнем жизни, а с желанием людей жить в демократическом обществе, где присутствует обратная связь с властью. Средний класс не нуждается в повышении зарплат и подачках. Средний класс требует участия в политике. Он хочет свободы.
«СП»: — Что дало толчок этим процессам? Фальсификации на парламентских выборах?
— Все началось раньше. Обществу не понравилась рокировка Медведева и Путина. Они заявили, что на выборы 2012-го кандидатом в президенты пойдет Путин, а действующий глава государства Медведев станет при нём премьером. Общество предполагало, что с ним имеется обратная связь, к нему прислушиваются, поэтому рокировка для многих оказалась неожиданной. Следом общество задели значительные проценты, полученные на парламентских выборах «Единой Россией». Начались митинги с требованием честных выборов.
«СП»: — В чем, на ваш взгляд, главные ошибки кремлёвских идеологов?
— Власть расслабилась, создала псевдоинституты обратной связи (вместо института реальных выборов, независимого суда, независимых средств массовой информации, свободной политической конкурентной среды), стала получать псевдосигналы и, понимая, что это псевдосигналы, попала под их обаяние. Власть решила, что она легитимна навечно и может позволить себе делать всё, что хочет, не обращая внимания на мелкие протесты завзятых революционеров. Обрубив обратную связь, Кремль не почувствовал настроений среднего класса.
«СП»: — Митинги будут продолжаться? Расширятся ли их социальная база? За кем пойдёт народ?
— Если правящая группа пойдет навстречу, митинги удержатся в прежних рамках. Они не утихнут, но будут спокойными, протесты людям нравятся, это органично для среднего класса. Пока власть на протестные настроения реагирует, правда, на словах. Если будет налажен диалог, появится конкурентная политическая среда. Надеюсь, на этой волне возникнут новые политические партии. Народ поверит этим партиям, даже если их будет много. Возглавят их интересные, харизматичные, энергичные люди. Именно новые, говорящие на языке нынешнего поколения, а не лидеры 1990-х.
«СП»: — Кто они?
— Ну, их много… Одни выдвинулись во время митингов, другие формировали митинги, третьи активно приходят в различные движения. Ими могут быть и Навальный, и Чирикова, и Прохоров и все, кто захочет этим заниматься. Главное — они должны быть новыми людьми.
«СП»: — Можно ли сейчас сказать, что общество расколото?
— Раскола в обществе нет. Он искусственно создаётся властью. Если соединить два агрессивно настроенных друг против друга митинга на добровольных — подчёркиваю — добровольных началах, то противоречия исчезнут. Общество хочет перемен. Власть боится свободных рассерженных граждан, поэтому пытается не рассерженных - отмалчивающихся или поддерживающих власть (проживают они, в основном, в небольших городах), противопоставить им, показать, кто в доме хозяин.
«СП»: — Стало быть, пытаются, условно говоря, отделить Москву от остальной страны?
— Да, стараются представить Москву и Санкт-Петербург — где есть немногочисленный, но активный средний класс - оранжевым врагом остальной России.
«СП»: — Ирина Муцуовна, как думаете, будет ли второй тур президентских выборов. Кто победит?
— Не будет. В первом победит Путин. Власть стремится не допустить второго тура. Но на мой взгляд, большая легитимность была бы при прохождении двух туров. Возникло бы меньше народных протестов.
Но и при втором туре победителем стал бы Путин — в настоящее время никто с ним просто не может конкурировать. Надо учитывать и такой нюанс. На президентских выборах люди голосуют более ответственно и осторожно. На парламентских избиратели дают шанс многим, потому что парламент не играет решающей роли в стране. Голосуя за Путина, люди боятся, что победит Зюганов, Жириновский, Миронов, Прохоров. Они не знают, что сделают эти люди, оказавшись во главе страны.
«СП»: — Имеется ли в России личность, способная заменить Путина?
— Таких личностей — навалом. Однако у них очень мало шансов победить на этих президентских выборах. Но скоро они проявят себя. Как выяснилось, с президентской работой можно справиться. Если Путин справился — и другие люди справятся. Медведев за 4 года тоже ничего ужасного не сделал, хотя не имел опыта руководства страной.
«СП»: — По какому пути пойдёт страна после выборов?
— Не думаю, что Путин, придя к власти, создаст супердемократию и красиво уйдёт. Для начала нужно выпустить Ходорковского — как символ начинающихся перемен. Однако судя по последним заявлениям Путина, этого не произойдёт. Будет мягкое, постепенное смягчение режима. Иначе протестные выступления перельются через край. Тем более, что нас ожидает серьезное ухудшение экономической ситуации. Грядут времена, когда все социальные расходы придётся сокращать. Мир ожидает серьёзнейший кризис, который нашу страну затронет особенно сильно.
«СП»: — Убеждают ли вас статьи Путина, опубликованные в газетах?
— С одной стороны я вижу желание власти смягчить режим. Это меня радует. С другой стороны — со многими позициями, изложенными в статьях, не согласна.
В 2000-м году я сидела в зале, перед которым Владимир Путин произносил воззвание. Оно было круче, чем то, которое мог написать Егор Гайдар, было более либеральным. Но поступил он не так, как говорил. Убеждают не слова, убеждают факты.
«СП»: — Вы недавно посетили Латвию. Какое впечатление сложилось о ситуации в этой стране, какая в ней атмосфера, о чём говорят люди?
— В Латвии люди приуныли, там серьёзный экономический кризис. Говорящие по-русски с надеждой смотрят на Россию, ждут от неё помощи. Но переезжать в неё не хотят: «У нас — то же самое». В действительности — не то же. Будь так, они не отказывались бы от переезда в нашу страну.
«СП»: — Почему российская власть не помогает соотечественникам, проживающим в прибалтийских государствах? Многие живут со статусом «неграждан», сокращается число русскоязычных школ…
— Российская власть пытается что-то сделать, но она не вправе вмешиваться во внутренние дела других государств. Огромное количество русских проживают в США и Канаде, говорят на английском и не имеют никаких проблем. Там не ставится вопрос об ущемлении русскоязычных жителей. Люди свои проблемы должны решать сами.
Из досье «СП»
Хакамада Ирина Муцуовна — кандидат экономических наук, родилась 13 апреля 1955 года в городе Москве.
Отец — Муцуо Хакамада, японский коммунист, эмигрировавший в СССР по политическим мотивам в 1939 году и принявший советское гражданство.
Мать — Нина Синельникова, работала учительницей в школе.
Окончила экономический факультет Университета Дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
С 1980 года — младший научный сотрудник НИИ Госплана РСФСР, затем в течение пяти лет работала во ВТУЗе при заводе имени Лихачева старшим преподавателем, доцентом, заместителем заведующего кафедрой.
С 1989 года занялась предпринимательской деятельностью.
Трижды, с 1993 по 2003 годы, избиралась в Государственную Думу РФ.
В 1997 году постановлением правительства РФ назначена председателем Государственного Комитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства.
С 1995 по 2000 годы — председатель Центрального Совета созданной ею Всероссийской политической общественной организации «Общее дело».
C 2000 по 2003 годы — сопредседатель политической партии «Союз Правых Сил». В 2004 году вышла из этой партии.
В том же году выдвинула свою кандидатуру на выборах президента Российской Федерации, получила на выборах около 4 миллионов голосов избирателей.
В марте 2008 года объявила о прекращении политической деятельности.
В настоящее время активно работает над своими книгами. Читает мастер-классы о том, как в современной России быть успешным, оставаясь свободным человеком. Преподаёт в МГИМО, тренинговой компании «Сити-класс», Международной бизнес-школе Финансовой Академии при Правительстве РФ.
Фото: Григорий Собченко/Коммерсантъ
Читайте так же новости на тему выборов президента России