Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество
16 июня 2012 13:54

Музыка протеста: перезагрузка

2964

С пушкинских времен понятия «поэт» и «гражданин» были тесно связаны друг с другом. Конечно, знаменитая фраза Евтушенко «Поэт в России больше, чем поэт» в сегодняшнем попсовом обществе звучит несколько наигранно, но вспомните Пушкина, Некрасова, Пастернака, Мандельштама, Бродского, Высоцкого — творчество каждого стало «совестью эпохи».

Постепенно чистая поэзия уступила более массовому творчеству поэтов-бардов. На заре перестройки поэзия, бардовская песня и западный рок-н-ролл трансформировались в такое явление как «русский рок». Под песни Машины Времени и Аквариума, а позже Кино и Алисы прошла перестройка и бархатная капиталистическая революция в России. Вторя цоевскому гимну «Хочу перемен!» рухнул Советский Союз, а вмести с ним и все протесты наших рок-н-рольщиков.

Эйфория была недолгой. В новой России воцарился капитализм и его верный спутник — шоу-бизнес. Бунтарям стало ясно, что без «кровавого режима» лучше жить не стало. Половина рок-коллективов в 90-е просто перестала существовать. Особо упертые выбрали глубокий андеграунд, самые предприимчивые — под лозунгом «Голосуй или проиграешь», присягнули на верность новой власти. «Последние герои» уходящей эпохи Виктор Цой и Майк Науменко до этого времени дожить не успели.

В 90-е годы русский рок впал в стагнацию и проиграл попсе. Возвращение забытого течения произошло в 1999 году с открытием «Нашего радио». Михаил Козырев заново открыл слушателям рок-героев 80-х, начал продвигать подражателей — Король и Шут, Чичерина, Ночные Снайперы, Сплин, и пр., а также явил на свет волну «рокопопса» — Мумий Тролль, БИ-2, Земфира и Звери. Новый русский рок перестал проповедовать протест, тексты песен наполнялись сомнительной псевдоинтеллектуальной лирикой. Качество музыкального материала большинства исполнителей недалеко ушло от образцов 80-х, и, по сравнению с западными тенденциями, не выдерживало никакой критики.

С повсеместным распространением интернета, слушатель переориентировался на западные образцы. Волну подхватили молодые музыканты, тут же принявшиеся копировать зарубежные музыкальные тренды - эмо, инди, брит-поп, и пр. Слушать русский рок стало не модно. В интернет-сообществах надоевшее направление тут же окрестили «говонороком», а его приверженцев «говнарями».

Протестные музыкальные тенденции в начале 2000-х связаны с набирающим популярность у молодежи хип-хоп движением. Западный хип-хоп, изначально являвшийся голосом афроамериканской бедноты, служил инструментом социальной борьбы, а также методом донесения политических идей в доступной для неграмотного населения американских гетто форме. Как альтернатива загибающемуся русскому року в России появились такие интересные команды, как Ю.Г., Многоточие, Каста. Рэперы оказались поострее на словцо чем их современники конформисты-рокеры. Острая и бескомпромиссная лирика, полное отсутствие лишней многозначности и метафоричности (так свойственных рок-музыке) — все это выгодно отличало новых бунтарей от старых. Несмотря на стремительно возросшую популярность хип-хопа в наши дни, рэп не стал главным музыкальным протестным движением России. Слишком уж сильны в нем тенденции к коммерциализации и деидеологизации, да и общий уровень большинства представителей рэп-культуры оставляет желать лучшего.

Второе рождение протестной музыки пришлось на конец 2000-х. В России снова подул «ветер перемен». Череда акций протеста показала не только активизацию оппозиционных сил, но и возросшую сознательности граждан. К сожалению, пока гражданской активностью отличилась лишь малая часть нашего общества, но, тем не менее, последние события стали самыми массовыми с начала 1990-х.

Кто же они, рок-герои нашего времени?

Говоря о новой протестной музыке, нельзя не упомянуть Юрия Шевчука и группу ДДТ.

«Юру-музыканта» кроме Путина знают все. В начале 90-х он был один из немногих музыкантов оставшихся на плаву, но не изменивших своих убеждений. В то время как рок-герои 80-х дружно занимают конформистскую позицию, Шевчук продолжает писать протестную музыку. Вспомним и то, что ДДТ — единственная рок-группа отказавшаяся участвовать в предвыборной кампании Ельцина в 1996 году. Тогда за огромные гонорары в агитационных турах отметились практически все главные «бунтари» — Константин Кинчев, Борис Гребенщиков, Андрей Макаревич, Nautilus Pompilius, Агата Кристи, и др.

Юрий Шевчук и ДДТ всегда стремились идти в ногу со временем — лирику песен пронизывали критическое отношение к действительности и злободневность, саунд альбомов развивался в русле современных музыкальных тенденций. Альбом 2011 года «Иначе» — не иначе как концептуальная замашка на пинкфлойдовский «The Wall» с грязным индустриально-электронным звучанием, напоминающим Nine Inch Nails. Несмотря на все эксперименты со звучанием, попытками осовременить русский рок, в наше время музыка ДДТ перестала быть интересной молодежи — творчество Шевчука продолжает ассоциироваться с надоевшим форматом «русского рока», а на его концерты ходят либо ровесники перестройки, либо непритязательные к любому проявлению формата молодые люди. Настоящий успех и музыкальная актуальность ДДТ остались в 90-х.

Тем не менее, заслуживает уважения активная гражданская позиция Юрия Шевчука. Вспомним его поездку с концертами в Чечню в 1995, выступление на Майдане во время украинской «Оранжевой революции» в 2004, участие в «Марше Несогласных» в 2008, знаменитую встречу с Путиным в 2010. Остро реагирующего на события в стране музыканта многие почитают «честью и совестью» нашего времени.

Одним из самых интересных и ярких «рок-героев» последнего времени можно назвать Василия Гончарова, известного по брит-поп группе Чебоза и альтернативному рэп проекту Вася Обломов.

Попытки перенести музыку таких британских команд как Oasis, Coldplay, Kasabian на российскую почву всегда почему-то заканчивались неудачей. «Мечтать», «Старый приятель», «Сегодня ночью» — кто сейчас помнит про брит-поп российского разлива? Проект Чебоза, при неоспоримом высоком качестве материала, шикарном западном звучании — лишь один из многих.

Всенародная популярность к Гончарову пришла в мае 2010 года. Используя псевдоним «Вася Обломов» он выкладывает в интернет мультипликационное видео на песню «Магадан». Уже к августу песня собирает 300 тысяч просмотров на youtube (на сегодняшний день уже больше 3 миллионов). Песня зацепила огромную часть интернет-сообщества едким сарказмом, направленным на широкие музыкальные вкусы, и стала настоящим «приговором» российской массовой культуре. Примечательно, что 1 января 2011 песня стала одной из «Лучших песен 2010 года» в одноименной программе Первого канала наравне с «нетленками» звезд отечественного шоубиза, — вот такая ирония.

Осенью 2010 Вася Обломов запускает в интернет два свежих трека: «Кто хочет стать милиционером?» и «С чего начинается Родина». Новые песни менее интересны в плане искусности сатирических образов, — это уже скорее открытый протест против современной российской государственной системы.

С появлением клипа на песню «Письмо счастья» в начале ноября 2011 проект окончательно поворачивает в политическое русло. По сюжету песни и клипа провинциальные алкоголики пишут письмо премьер-министру и одобряют все его действия. В лучших традициях сарказма «Магадана» Вася на этот раз высмеял современную российскую власть и ее электорат.

Честно говоря, вызывают опасения записанные совместно с Ксенией Собчак и Леонидом Парфеновым в 2012 году песни «Пока, Медвед!» и «ВВП». Всем известно — там, где Собчак, там и Яшин с Немцовым, а это уже чистая политика. Эти песни — уже не сатирические музыкальные произведения, а настоящие политические заявления, положенные на музыку. Где эта тонкая грань между музыкальной сатирой, социальной лирикой и политикой? Будем надеяться, что Василий Гончаров не будет идти на поводу у сложившейся сегодня «моды на протест» и будет заниматься музыкой.

Пожалуй, самым достойным претендентом на звание «ум, честь и совесть эпохи» сегодня является Иван Алексеев, более известный под псевдонимом «Noize MC».

Сам музыкант охарактеризовывает своё творчество как «современная урбанистическая музыка на стыке хип-хопа, панка, регги и брейкбита». Начинавший с хип-хоп андеграунда, талантливый артист был очень быстро замечен мэйджор-лейблом Universal Music и попал на многие музыкальные каналы страны.

В феврале 2010 года уже культовый молодежный исполнитель Noize MC стал известен всей стране благодаря видео на песню «Мерседес S666», выложенному на youtube. Написанная в течение суток после нашумевшей аварии с участием вице-президента «Лукойла» Анатолия Баркова, песня стала беспрецедентным событием в истории российской музыки. Благодаря острой реакции музыканта, трагическое событие не было тут же замято властями, не ушло в архивы новостных лент, а наоборот, стало широко известно общественности. После постановления суда о невиновности Баркова в ДТП, Noize MC принес не менее саркастическое публичное «извинение» в виде нового ролика «Мерседес S777», в котором лукойловец предстает в виде ни в чем неповинного, незаслуженно обиженного ангела.

Альбомы Noize MC наполнены веселой и позитивной, как вся поп-панк музыка, критикой современного общества. Острым ироничным языком и в понятной молодежному слушателю музыкальной форме, музыкант стебается над нацистами, полицейскими, политиками и чиновниками, попсой, гнилым российским гламуром, «коренными» москвичами, и прочими больными темами.

Из-за резкой социальной ориентации текстов песен, имена Ивана Алексеева и Василия Гончарова часто упоминается в эфирах политических радиостанций и в полосах оппозиционных изданий. Но оба музыканта принципиально не поддерживают ни одну из политических сил. В ответ на предложение движения «Наши» написать для них гимн, Noize MC сочинил стёбную песню «Наше движение».

После долгого периода аполитичности и конформизма в российском музыкальном сообществе наконец-то появились настоящие рок-герои, которых не волнуют ТВ-радио-ротации и запреты концертов, которые не боятся в своих песнях и интервью отстаивать свою гражданскую позицию. Остается надеяться, что протест в русской музыке не станет жертвой «моды на протест», как это было в годы перестройки.

Последние новости
Цитаты
Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня