После запрета в начале 2010 года курительных смесей «Spice», интернет снова наполнен рекламой «легальных наркотиков». Новая «дурь» обладает аналогичным галлюциногенным эффектом, но запрещать ее пока никто не торопится.
Легальные курительные смеси появились на Западе около десяти лет назад. С 2007-го они продаются и в России. Пик популярности смеси «Spice» среди нашей молодежи пришелся на 2009 год. В ту пору она продавалась везде — в ларьках, супермаркетах и в интернете. После известной на всю страну истории гибели 16-летней москвички Ани Гайдук в октябре 2009 года, а также многочисленных случаев госпитализации молодых людей с симптомами наркотического отравления, «Spice» запретили. Но под запрет попали лишь компоненты, входившие в состав курительных миксов, широкодоступных на момент принятия закона. То есть, — на 31 декабря 2009 года. Это лист шалфея предсказателей (Salvia Divinorum), семена розы гавайской (Argyrea Nervosa), цветок и листья голубого лотоса (Nymphea Caerulei). В обновленный перечень наркотических и психотропных веществ также вошли 23 синтетических каннабиноида.
Конечно, производители «дури» и не думали прекращать работу — ведь никто не запретил им создавать новые миксы из незапрещенных компонентов. Пока новые «легальные курительные смеси» встречаются в открытой продаже довольно редко, но предложений полно в интернете — ассортимент на любой вкус.
Корреспондент «СП» убедился в этом на собственном опыте.
Санкт-Петербург. У станции метро раздают рекламные визитки. Не глядя, на ходу, беру пару штук. Изучаю уже в вагоне. Надпись на одной гласит: «Aromalux — продажа легальных курительных смесей и кальянов. Доставка 24 часа». Внизу — два телефона, адреса нет. Подозрительными казались употребленное слово «легальные» и фирменный логотип «Глаз», изображавшееся ранее и на смесях «Spice». Неужели возвращение знакомого бренда?
Вернувшись домой, первым делом выхожу в интернет. Забиваю в поисковике: «курительные смеси». Первая строчка в результатах поиска — фирма «Aromalux» и старый знакомый «Глаз» на логотипе. Нет, «Spice» они не продают, зато полно какой-то другой «дури». Симптомы после употребления ассортимента курительных смесей описаны на сайте во всей полноте: «Чрезвычайно сильная смесь трав и экстрактов. Сильное и одновременно мягкое действие унесёт Вас от повседневных забот на несколько часов (время действия индивидуально для каждого человека). Почувствуйте весь масштаб чувств и эмоций!». И далее — «лучший способ расслабиться после длительного рабочего и напряженного дня», «при курении смеси значительно поднимается настроение», «удачно подходит для употребления в хорошей компании». Особо упоминается о «100% легальности продукции», на сайте даже указан государственный регистрационный номер владельца интернет-магазина.
Звоню по номеру, указанному на сайте. В трубке раздается низкий мужской голос. Спрашиваю:
— Какая из курительных смесей обладает самым мощным эффектом?
На другом конце провода рекомендуют попробовать «Goa Spirit» — 500 рублей/полграмма. Где купить? У них бесплатная доставка по Питеру и Москве. Дабы не «палить» свой адрес, спрашиваю:
— А нет ли магазина?
В ответ предлагают несколько станций метро на выбор. Выбираю метро «Садовая». Точного адреса мужчина не называет, говорит:
— Подъезжайте на Сенную площадь, дом 13. На месте звоните. Вам объяснят, как найти точку продажи.
Еду на Сенную, нахожу нужный дом, звоню. Знакомый голос объясняет, что искомый ларек находится напротив ресторана «Subway», между кафе и салоном сотовой связи. Бывший офис разорившейся компании «Петролинк», а ныне заброшенный на вид и отделанный зеркальной тонировкой ларек оказывается точкой продажи «легальных» курительных смесей. Да уж, удивительная конспирация, учитывая заявленную на сайте «легальность». Стучу два раза. Открывается окошко — внутри пусто, сидят две барышни. «Дайте, — говорю, — полграмма «Goa Spirit». Сую 500 рублей и получаю маленький серый пакетик с веселой рожицей. Спрашиваю у продавщицы:
— Это точно легально? Проблем с «ментами» не будет?
Лишь кривая улыбка в ответ.
Порывшись дома в интернете, нахожу сайт «narkotiki.name». В статье про «Goa Spirit» эту смесь называют одной из самых сильных на сегодняшний день. «Утверждаем без преувеличения: курительный микс „Goa Spirit“ вставляет мощно, и в то же время мягко, держит плотно на протяжении нескольких часов, в зависимости от физических возможностей того или иного человека. Один из опытных дегустаторов-растаманов сравнил курительную смесь „Goa Spirit“ с новогодним фейерверком, назвал её новым открытием Америки и сказал, что наконец-то в России появился курительный микс, превосходящий по качеству старый добрый „Spice Diamond“. Только будьте осторожны и рассчитывайте силы: „Goa Spirit“ — на редкость мощная смесь энтеогенов и экстрактов растений! В состав курительного микса входят такие травы и экстракты, как Laurelia N.Z., Hepatopsida, Common Mullein, Leonorus Cardiaca, Trifolium Pratense, Turnera Diffusa, Vanilla, Honey», — сообщается на сайте.
Кроме того, в интернете натолкнулся на видеоролик, в котором подросток покуривший «Goa Spirit» вначале ржет как ненормальный, а потом корчится от психотропного эффекта.
Если эта новая «дурь» действительно мощнее «старого доброго спайса», что будет происходить в головах у детей? Не захочется ли им, как Ане Гайдук, «шагнуть» из окна верхнего этажа?
Представившись «простым сознательным гражданином», звоню в дежурную часть Санкт-петербургского управления наркоконтроля. Объясняю дежурному: так и так, купил в ларьке на Сенной пакетик с подозрительной смесью растительного происхождения. В ответ тут же собеседником был послан к автоответчику телефона доверия. Делать нечего — собираюсь и еду в УФСКН. Дверь приемной открывает женщина. Излагаю ситуацию. Та отвечает:
— Вряд ли вас кто-либо примет, напишите заявление.
Приходится выходить из образа «сознательного гражданина», предъявляю удостоверение сотрудника прессы. Результат не заставил себя долго ждать: женщина обещает соединить меня с кем-нибудь из оперативников. Сотрудница приемной наркоконтроля соединяет с начальником оперативного отделения Евгением Остапчуком. Услышав мою историю, Евгений не удивился. Как оказалось, в поле зрения наркоконтроля эти смеси уже попадали, да и реклама ему знакома. Остапчук пообещал, что моим делом займутся его оперативники. Через несколько минут мне перезвонил старший оперуполномоченный Александр Стрига и предложил подъехать с моим пакетиком «дури» в отделение.
В кабинете «оперов», пришлось просидеть целых три часа. Написал два заявления: первое — о добровольной выдаче подозрительного вещества, второе, на всякий случай, — о готовности к участию в контрольной закупке. Как объяснил Саша, если после экспертизы в содержимом пакета будут найдены запрещенные вещества, мы вместе поедем на Сенную, закупим партию курительных смесей, а затем произойдет конфискация содержимого ларька и задержание продавцов. После того, как с моими заявлениями было покончено, в присутствии двух понятых у меня изъяли серый пакетик со смесью, опечатали, составили акт и отправили на экспертизу.
Уже тогда я понимал, что скорее всего, в пакетике не найдут никаких «запрещенных веществ». На вопрос, а что же будет, если экспертиза не даст результата, Саша ответил, что тогда вещество уничтожат, а на закупку не поедем.
— Может быть, в Москву на более продвинутую экспертизу послать? — спросил я у него.
— Я не знаю, мы так никогда не делали — ответил сотрудник УФСКН.
Как же мне доказать, что эта курительная смесь обладает сильным психотропным эффектом? Самому, что ли, покурить, как это сделал украинский тележурналист Руслан Смещук в своем репортаже на канале АТВ? Нет уж, спасибо! Тем более, по словам Александра Стриги, состояние человека не является доказательством «незаконности» вещества. Допустим, выкурил я эту «дурь», у меня «сорвало башню», меня отведут на освидетельствование, пописаю я в баночку, — а анализ «пустой». И меня тут же отпустят. В «легально-обкуренном» состоянии можно даже автомобилем управлять. Вот такие дела.
На следующий день был готов результат экспертизы. Как я и ожидал — запрещенных веществ не обнаружено. Звоню сашиному шефу Евгению Остапчуку. Интересуюсь, будет ли вещество из «серого пакетика» исследоваться в Москве? Отвечает: пока не готов дать комментарий по этому вопросу, просит перезвонить завтра. Перезваниваю завтра. Ссылаясь на болезнь, Остапчук просит перезвонить в понедельник. Саша трубку не берет. Вывод: «футболят».
Если правоохранительные органы не в состоянии бороться с легальными «наркотиками», может быть, обратиться в Роспотребнадзор? Тем более, именно Геннадий Онищенко был первым, кто поднял вопрос о легальности курительных смесей на государственном уровне.
Более часа звоню в питерское отделение — никто не берет трубку или занято. Приходится ехать. Попытка представиться «сознательным гражданином» снова терпит крах. Роспотребнадзор, как и все государственные организации, живет по бюрократическому режиму: прием населения 3 раза в неделю по 2 часа. Предъявляю удостоверение. Меня проводят к руководителю пресс-центра Вере Измайловой. Здесь моему появлению явно не рады. Вера Николаевна начинает активно возмущаться, что я не позвонил, не прислал официальный запрос. По ее словам, ни пресс-служба, ни специалисты не имеют права общаться с прессой без официального запроса. Ни про какие курительные смеси в пресс-центре никто не слышал. Комментариев по этому поводу давать никто не будет. Немного успокоившись, Вера Измайлова отметила, что если эти курительные смеси представляют угрозу здоровью, Роспотребнадзор имеет право вмешаться, и даже без санкции прокуратуры. Но претензию можно предъявить какой-либо организации, а интернет-магазин без юридического адреса может оказаться предприятием мошенников. Им должны заниматься правоохранительные органы.
— В любом случае пишите официальный запрос от имени вашей редакции на имя Онищенко, через неделю вам должны дать ответ, — подытожила Вера Измайлова.
Из Роспотребнадзора меня «отфутболили» гораздо быстрее, чем из наркоконтроля. И это при том, что я являюсь представителем «четвертой власти». Рядовой сознательный гражданин разбился бы о бюрократическую стену гораздо быстрее.
Тем временем, интернет-магазин курительных смесей и ларек на Сенной, равно как и многие «точки» по России, продолжают торговать отравой.