Международная неправительственная организация Global Witness (GW), ставящая своей целью борьбу с коррупцией и нарушениями прав человека странами, экспортирующими природные ресурсы, представила доклад, в котором исследовала, как ведущий банк Германии — Deutsche Bank (DB) участвовал в становлении диктаторского режима Сапармурата Ниязова в Туркменистане. Об этом в пятницу, 13 марта, пишет туркменский оппозиционный сайт «Гундогар». Утверждается, что именно Deutsche Bank позволил Ниязову спрятать на своих личных счетах миллиарды долларов государственных средств.
Так, по данным Global Witness, за неполных 11 лет — с 1995 по 2006 год — Сапармурат Ниязов через Центробанк Туркменистана перевел в Deutsche Bank около 3 миллиардов долларов, полученных от реализации источников энергии. При этом банк помогал президенту Туркменбаши хранить миллиардные доходы от продажи газа под личным контролем вне национального бюджета", — говорится в докладе.
Global Witness приводит также слова бывшего туркменского чиновника: «Ниязов использовал счет туркменского Центробанка в Deutsche Bank как свой персональный банкомат». Авторы доклада утверждают, что официальные представители банка тесно и активно сотрудничали с туркменским диктатором. Когда же тот умер, Global Witness призвал Deutsche Bank заморозить вклады до тех пор, пока не будут предприняты определенные меры, исключающие их незаконное использование.
Через некоторое время GW попытался выяснить, что произошло со счетами после смерти Ниязова и были ли предприняты меры, чтобы предотвратить использование денег в коррупционных целях при становлении нового режима? Но натолкнулся на завесу секретности. Никаких сведений немецкий банк предоставлять не стал. Его руководство отказалось также ответить на вопросы: имеются ли на счетах Deutsche Bank вклады других высокопоставленных туркменских чиновников, а также — членов семьи Ниязова?
В связи с этим Global Witness потребовал от Deutsche Bank большей прозрачной в отношении зарубежных вкладов, «чтобы население этих стран знало, где хранится их национальное богатство».
«Гундогар» напоминает в связи с этим, что в 2006 году представители оппозиционной Республиканской партии Туркменистана обращались к канцлеру Германии Ангеле Меркель с требованием начать официальное расследование в отношении Deutsche Bank, на счетах которого Центробанк Туркменистана хранил 1,8 млрд долларов от экспорта туркменского газа на Украину по контракту, подписанному в 2001 году. Но ответа не получил.
— С одной стороны, это обычная банковская практика — человек умирает, счета блокируются до тех пор, пока не найдутся наследники, — прокомментировал ситуацию представитель Республиканской партии Туркменистана Какаджан Атаев. — В то же время, неизвестно, что это за счета, государственные или частные. Раз Дойче Банк принял решение их блокировать, значит ситуация с правопреемником неоднозначна, и банк опасается получить претензии… Республиканская партия еще в октябре 2006 года обратилась к компетентным органам Германии с просьбой провести надлежащее расследование использования Дойче Банк в коррупционной деятельности руководства Туркменистана. У нас есть основания полагать, что не все деньги, вырученные от продажи энергоресурсов, попадали в бюджет, — сказал Какаджан Атаев.
Это пожелание поддержал и Global Witness, призвавший банк отчитаться об источнике этих средств.
По сведеньям «Свободной прессы», вопрос о «золоте» Туркменбаши новый туркменский президент поднял сразу же, едва занял кабинет своего бывшего патрона. Из Москвы в Ашхабад несколько раз прилетала супруга Ниязова и имела беседы с президентом К. Бердымухаммедовым.
А через несколько дней после смерти Туркменбаши газета The Financial Times первой сообщила о том, что туркменские власти держат на счете в Deutsche Bank 1,68 млрд долларов от экспорта газа из Туркмении на Украину. Причем право распоряжаться ими якобы имеет только Ниязов. В те же дни экс-председателя ЦБ Туркмении Худайберды Оразов, лидер оппозиционного движения «Ватан» заявил в интервью «Коммерсанту» следующее:
— Таких счетов Ниязова просто нет. Речь идет о счетах ЦБ Туркмении в зарубежных банках — именно он распоряжается всеми государственными деньгами. Все распоряжение ими идет за подписью председателя ЦБ Туркмении, а не кого-то еще. А золото-валютный резерв Туркмении равен примерно 7 млрд долларов.
На вопрос, есть ли шансы, что личные счета Туркменбаши на Западе будут когда-то обнаружены? — Оразов ответил:
— Эти люди не будут держать деньги на счетах на свое имя. То, что они сумели вывезти из страны, скорее всего, размещено в бумагах, недвижимости, но не на банковских счетах.
Оказывается, что это не совсем так.
Кстати
Американская неправительственная организация Freedom House, которая занимается оценкой степени политических и гражданских свобод в странах мира, обнародовала специальный доклад «Worst of the Worst- 2009» — «Худшие из худших. Самые репрессивные общества в мире». Наименее свободными государствами в докладе названы Туркменистан и Узбекистан, пишет «Гундогар». В число наименее свободных попали также КНДР, Мьянма (бывш. Бирма), Экваториальная Гвинея, Ливия и Сомали.
Из досье «СП»
Сапармурат Ниязов скончался в ночь на 21 декабря 2006 года в Ашхабаде на 67-м году жизни. Причиной смерти называется внезапная остановка сердца. Туркменбаши руководил страной с 1985 года, в 2005 году депутаты Народного совета Туркмении закрепили за ним пожизненное президентство. Был похоронен 24 декабря на территории главной мечети страны, которая носит название Туркменбаши Рухы (Духовность Туркменбаши).