— Когда достаточное количество трудовых коллективов страны подпишется под нашими требованиями, мы обратимся к международным профсоюзам и передадим это обращение президенту компании «Хайнекен» в Голландии. Считаем недопустимым доводить людей до того, чтобы они были вынуждены добиваться справедливости, объявляя голодовку. А пока предлагаем членам профсоюзов (а ЛФП объединяет около 800 тысяч человек) бойкотировать продукцию пивоварни «Хейнекен», — рассказала сотрудник ЛФП Екатерина Новикова.
Как уже писала «СП», Морозов и Колегов добиваются установления нормального рабочего режима для сотрудников, работающих на конвейере. Еще в конце прошлого года работники пивоварни несколько раз останавливали производство, требуя улучшения условий труда и повышения заработной платы. Работодатель данные акции забастовками не признал, расценил их как нарушение трудовой дисциплины, профлидеры были уволены. Обе стороны — и профсоюзы, и работодатель обратились в суды, их череда привела к тому, что увольнение было признано законным. Поэтому 20 июля профлидеры вновь установили палатку у входа на предприятие, а 27 июля ими уже занялись медики «скорой», которые увезли протестующих в больницу после пятидневной сухой голодовки. Сейчас профсоюзные активисты дома, приходят в себя.
— Главная причина прошлогодних забастовок — это потеря здоровья работниками предприятия из-за того, что администрация ввела учетный период длиной в один год, — рассказал «Свободной прессе» Морозов. — Работодатель игнорирует права работника и «грузит» работой так, как посчитает нужным, в результате один месяц мы работаем 200 с лишним рабочих часов, а другой — 100 часов. За переработку получаем в конце года. Рабочая неделя может быть и 40 часов, и 60.
«СП»: — Как вы предлагаете изменить нагрузку?
— Мы бы хотели, чтобы распределение нагрузки было более стабильным. Раньше так и работали, никаких трудностей не возникало. Но условия труда постоянно ухудшаются. Четвертый год мы безрезультатно общаемся на эту тему с руководством предприятия. Честно говоря, я уже не знаю, как разговаривать с администрацией, которая не соблюдает свои же собственные договоренности. На согласительной комиссии они берут на себя обязательства и их же не выполняют. А решения судов обжалуют раз за разом.
— Как и на что живут профсоюзные лидеры в период вынужденной безработицы?
— Рабочие предприятия помогают, причем, не обязательно члены профсоюза, — рассказал Морозов, — ну и семьи, конечно. Мы требуем, чтобы администрация пивоварни «Хейнекен» признала конституционное право работников на забастовку, — рассказал Виталий Морозов, — и, что взаимосвязано, требуем нашего восстановления на работе. Мы очень благодарны всем, кто высказывается в нашу поддержку. Если подписей под обращением федерации будет много, я думаю, это окажет влияние на решение администрации завода.
Тем временем в судах продолжаются тяжбы. Сейчас в судах разных уровней находятся 7 исков по делу работников «Хайнекен». На заседание одного из них, которое проходило в Санкт-Петербургском городском суде, пришли работники пивоварни, которые в это время были не на смене. Но судья даже не дала слова профсоюзным активистам. Действия работодателя в отношении 25 участников забастовки — наложение взысканий, наказание рублем, потенциальную возможность увольнения — суд признал законными.
— Решение Санкт-Петербургского суда обязательно будет обжаловано, поскольку мы считаем необходимым использовать все законные способы для защиты прав членов профсоюзов, — говорит Елена Хмелевская сотрудник юридического управления ЛФП.
Спор вышел на новый виток.
Фото ИТАР-ТАСС/Интерпресс/Елена Пальм