«О, Михалыч! Ты в депутаты идешь? А дай мне три мешка картошки, я за тебя проголосую!»
Звучит как издевка. Но именно так — почти дословно — предлагал купить свой голос одному из кандидатов житель города Лермонтова, где в июне состоялись-таки выборы депутатов Совета города. Основным орудием предвыборной агитации кандидатов в этом городке было не общение с избирателями, не распространение листовок и агиток, а банальный подкуп. Люди развращены «подарочками» со стороны рвущихся к власти группировок. И такая ситуация характерна не только для Лермонтова, жители которого уже сами вымогают у кандидатов «бонусы». По всей России выборы давно делаются не только с помощью агитации и пропаганды. В дополнение набившему оскомину административному ресурсу, народное волеизъявление осуществляется за счет покупки одними гражданами дешевой совести других.
Несостоявшаяся «революция» в облученном городе
В феврале этого года маленький город Лермонтов, что в пяти километрах от Пятигорска Ставропольского края, чуть было не окрестили очередной колыбелью очередной «революции».
Почти никто не вдавался в детали происходящего в Лермонтове. Бывший мэр города Александр Дунаев и его сподвижники устроили голодовку и подняли шумиху в центральных СМИ, возмущаясь тем, что их по разным причинам сняли с предвыборной гонки, либо не зарегистрировали вовсе.
В результате выборы в Лермонтове отменили. И все усилия администрации Ставропольского края, направленные на устранение неугодного Дунаева и его людей, пошли прахом.
Почем демократические ценности?
Совершенно другая ситуация сложилась перед очередными выборами, назначенными на 17 июня. За это время в крае успели поменять губернатора (Валерия Гаевского срочно «ушли» по его «собственному желанию»), а позицию края по отношению к выборам в Лермонтове можно было в двух словах выразить так: «пусть себе выбираются, главное, чтобы вони было поменьше». Поэтому избирательная комиссия регистрировала повально всех, несмотря на многочисленные нарушения. А дальше началось самое интересное: прознав, что можно творить все, что угодно, группировки, выдвинувшие своих кандидатов, начали действовать максимально цинично, абсолютно наплевав на закон. А именно — напрямую, нагло и неприкрыто заниматься подкупом избирателей.
И здесь на поверхность выходит феномен современного российского общества, который ни за что не понять людям с Болотной, или людям «из интернета»: избиратель покупаться-то и рад! С удовольствием, алчно брали люди «подарки» у кандидатов. Более того — сами выпрашивали материальные блага! Кто-то просил сделать ремонт, кто-то — застеклить балкон, кто-то напрямую просил «помочь материально». Так, одна женщина даже написала письмо кандидату в депутаты, в котором просила организовать поездку группы детей в соседний регион. За это кандидату обещали «поддержку» в день голосования.
В целом же во время предвыборной кампании городок, что называется, вскипел от бурной деятельности, которую развели кандидаты в депутаты и их команды. То тут, то там устанавливали новые детские площадки (самый, наверное, затратный пункт), ремонтировали крыши, красили перила, ставили скамейки и урны, пилили старые деревья… Словом — всячески «завоевывали» доверие избирателей. Даже печатных агиток и газет в этот раз было не очень много: штабы кандидатов после февраля решили делать упор именно на «ублажение» горожан с помощью материальных ценностей.
В один из дней, сразу после окончания рабочего дня, по ряду округов рассредоточился своеобразный «десант» из агитаторов, которые ходили из дома в дом с пакетами. В пакетах были так называемые «продуктовые наборы», которые вручали гражданам от имени некоторых кандидатов. «Это распространенный метод, причем, если продуктовые наборы доходят до нужных адресатов — преимущественно малообеспеченных пенсионеров, то результат превосходит все ожидания, — рассказывает „СП“ политтехнолог Николай Т. — Так, скажем, на одной кампании в Ставропольском крае после грамотного „разноса“ рейтинг нашего кандидата с 15% вырос до 60%, и это всего за две недели».
Под конец кампании кандидаты уже вообще перестали бояться чего-либо. Так, одна из группировок решила получить голоса избирателей за счет детей последних. Были организованы конные прогулки, на которые приглашали с помощью листовок от имени того или иного кандидата. Стоит ли говорить, что рейтинг (а за ним — и результат на выборах) «коннозаводчиков» просто взлетел… Занимательно, но в качестве «ответа» на конные прогулки другой избирательный штаб повез детей и их родителей в дельфинарий в Кисловодск. Жители Лермонтова, видимо, надолго запомнят такие щедрые выборы.
Показательна реакция избирательной комиссии на случаи подкупа избирателей. Как рассказал «СП» бывший член комиссии с правом совещательного голоса Сергей Петров, на незаконные действия комиссия просто закрывала глаза. «Когда в очередной раз мы пожаловались на факты уже совсем не прикрытого подкупа, председатель комиссии на это ответила: „ну что же, хоть во время выборов для жителей что-то полезное сделают“, — рассказал Петров. — С одной стороны, по-человечески такую точку зрения еще можно понять. А вот что касается законности этого заявления… это совсем уже беспредел».
Сколько бюллетеней вешать в граммах?
Покупаются голоса по всей России, от Владивостока до Калининграда. Правда, последние города отличаются повышенным уровнем протеста в обществе, и являются своего рода исключением из правил. В остальных же населенных пунктах — от села до города-миллионника — политтехнологи находят самые разные способы обменять различные материальные ценности на бюллетени с правильно поставленными галочками.
Методика разнится от города к городу, в том числе из-за его размера, рассказывает Алексей Р., политтехнолог, занимавшийся выборами в «нулевые». «Например, в деревнях и сёлах распространен такой метод: в период агитации приезжает передвижной медицинский пункт, где граждан бесплатно принимают несколько врачей — терапевт, хирург, гинеколог, — говорит Алексей. — При этом — в зависимости от наглости — либо рядом с медпунктом стоит „нужный“ кандидат, либо сам медпункт обклеен агитационными материалами».
Еще один метод, фактически являющийся подкупом, — это организация концертов и праздников перед выборами. Особенно эффективно он срабатывает, если пиарщики привозят артистов, которым симпатизирует целевая аудитория. В основном это — подзабытые уже ВИА, бывшие на пике своей популярности в 1980-х.
Также политтехнологи не гнушаются использовать пороки и болезни общества для достижения своих целей. «Бывает, что местных алкоголиков и маргиналов, у которых есть паспорт, покупают банально одной-двумя бутылками водки», — рассказал «СП» политтехнолог Илья А. Он также упомянул про один из видов прямого подкупа — «пирамиду». «Это прямо как у Мавроди: покупается один человек, ему, к примеру, дают 1000 рублей. Если он приводит еще одного готового продаться — то второй также получает тысячу, а первый — дополнительно рублей 200. И так далее», — рассказал пиарщик.
Психология «голосопродавцев»
Впрочем, подкуп по-разному действует на избирателей, отмечают политтехнологи, опрошенные корреспондентом «СП».
"В так называемых «протестных» городах, вроде Владивостока, Иркутска, Калининграда, подкупая избирателей можно конкретно нарваться вплоть до физического насилия, — говорит Алексей Р. — Люди в таких городах слишком плохо настроены к власти во всех ее проявлениях".
Еще один типичный вариант поведения — «назло начальнику», продолжает политтехнолог. «Это в основном касается граждан, занятых на производстве, которых начальство всячески склоняет к голосованию за „правильного“ кандидата, — рассказывает Алексей Р. — В этом случае работяга даже может с улыбкой взять „подарок“, а затем из принципа проголосовать за кого угодно, но только не за указанного руководством кандидата».
При этом, отмечают пиарщики, молодежь почти никогда не становится объектом подкупа: молодые люди — до 30 лет, да и старше, практически не ходят на выборы, поэтому и покупать у них, получается, нечего.
Кстати, почти на каждой кампании распространяются агитационные материалы, призывающие граждан не продавать свои голоса. Бывает, что агитки выполняются в форме инструкций: «возьмите деньги (или что-то другое), но проголосуйте за кого угодно, кроме покупающего вас кандидата». Возникает вопрос: почему же тогда подкуп все равно используется так массово?
«Все дело в том, что на выборы в основном у нас ходят пенсионеры — люди, которые значительную часть своей жизни прожили при Советском Союзе, — объясняет Алексей Р. — У них в сознании сохранился принцип ответственности перед начальством: то есть если ты взял деньги либо какой-нибудь продуктовый набор, то это не подкуп, это начальник на тебя рассчитывает. Подвести его нельзя».