Известно, нить Ариадны позволяет найти выходы даже из самого запутанного лабиринта. Но как найти эту нить? Скажем, для того, чтобы понять, что происходит с нашей пенсией — нынешней и будущей.
К примеру, недавно власти приняли поправку в закон «Об обязательном пенсионном страховании». Согласно новым правилам отчисления в накопительную часть, пенсии сократились с 6 до 2%. Освободившиеся 4% направили на финансирование текущих пенсионных выплат.
Означает ли это, что пенсии вырастут? Ведь деньги, которые раньше шли в накопительную часть, пошли вроде бы на выплаты нынешним пенсионерам. Власть молчит. Люди остаются в неведении.
Зато новые пенсионные законодательные инициативы прокомментировал бывший министр финансов Алексей Кудрин. Уменьшение накопительной части пенсий на 4 процента, по его мнению, подорвет выплату достойных пенсий в будущем ныне работающим. Возможно.
Однако создание накопительной пенсионной системы, как известно, связывали, прежде всего, с задачами создания в стране современного финансового рынка. Под это все и затачивалось. Деньги, которые накапливаются в пенсионном фонде, обладают целым рядом преимуществ по сравнению с финансами, обращающимися в других сферах. Их очень много. Они длинные и дешевые. Контроль за их использованием со стороны номинальных владельцев минимальный. Словом, это идеальный инструмент для того, чтобы накачивать обороты и увеличивать емкость финансового рынка. Средства пенсионного фонда можно вкладывать в займы, выпускаемые и правительством, и крупными корпорациями, оплачивать инфраструктурные проекты, скупать ипотечные облигации и делать много чего еще, на что обычно денег не хватает в силу их дороговизны и краткосрочности.
Но теперь, когда фактически власти сделали свой выбор в пользу развития распределительной пенсионной системы, а накопительную часть решили немного попридержать, темпы становления финансового рынка в стране затормозятся. А это уже вопрос политический. Следовательно, реформирование пенсионной системы не ограничивается проблемами финансов. Оно затрагивает меркантильные интересы очень влиятельных на сегодняшний день групп и лиц. А они, как известно, не очень-то любят говорить вслух о своих истинных намерениях. Хотя и без того ясно, что главное для них — нажива. Именно такой подковерной борьбой, образовавшейся вокруг пенсионной реформы, объясняется и тот факт, что, несмотря на обилие информации по данной тематике, разобраться в ней крайне сложно. Никто из участников процесса не хочет раскрывать карты и до времени демонстрировать свои подлинные интересы. Зато все прикрываются заботами о благе народа и благополучии страны. Вот и попробуйте найти тут нить Ариадны. Дело нелегкое, однако, попробуем.
Сдается, что желание ликвидировать накопительный пенсионный фонд продиктовано стремлением создать возможность экономить бюджетные расходы. И ни для чего больше.
Чтобы убедиться в этом, вспомним: правительству приказано до 2017 года увеличить размеры резервного фонда в полтора раза — сейчас он составляет 5% ВВП, а надо, чтобы вырос к указанному сроку до 7. Новшество предлагаемых пенсионных новаций в том и заключается, что теперь резервы государства будут набивать еще и за счет денег, предназначенных для выплаты пенсий.
Таким образом, проводимая сегодня пенсионная реформа сводится только к тому, чтобы собрать как можно больше средств в государственные резервы и вывести их для надежной сохранности за бугор. Лучше всего в США. Там огромные денежные ресурсы вкладываются в обязательства заокеанского правительства, доходность по которым составляет меньше уровня американской инфляции.
А теперь к самому существенному: в стране продолжается прежняя политика, направленная на концентрацию ресурсов в руках государства, на увеличение любыми средствами госрезервов, которые в конечном итоге выводятся за границу. В итоге экономика оказывается обескровленной, наблюдается дефицит финансовых средств, сдерживается предпринимательская инициатива, тормозится развитие и создание новых современных отраслей экономики.
Кстати, эта модель экономики создавалась и продвигалась в жизнь с активным участием Алексея Кудрина в его бытность министром финансов. Поэтому нынешние его критические заявления звучат более чем странно. Ведь его дело живет и процветает. И пока не видно даже признаков, чтобы происходили хоть малейшие подвижки в выработанном им курсе экономической политики.
Финансирование пенсионной системы осуществляется за счет более чем 30-процентного обложения фонда оплата труда предприятий. Прибавьте к этим сборам еще 13-процентный подоходный налог и получится, что люди, которые зарабатывают на жизнь трудом, платят государству в общей сложности свыше сорока процентов от своих доходов. Для сравнения: доходы на собственность — дивиденды — облагаются у нас 9-процентным налогом. Как говорят в Одессе, почувствуйте разницу. У нас создана ситуация, когда работать невыгодно, нанимать персонал невыгодно.
Между тем, деньги на пенсии создаются в процессе человеческого труда. Устойчивые системы пенсионного обеспечения — это привилегия развитых индустриальных стран, экономика которых производит не ренту, а прибавочную стоимость в количестве достаточном, чтобы не только выплачивать достойные зарплаты, но и содержать тех, кто сам не может работать и зарабатывать. Добиться такого уровня экономического развития невозможно путем манипуляции деньгами, получаемыми от природной ренты. Значит, если власть действительно хочет решить проблемы социального обеспечения и увеличить пенсии, требуется менять экономические приоритеты. Как это сделать? К примеру, можно какое-то время деньги, получаемые от нефтедобычи, пустить на выплату пенсий, а налоги на предпринимательскую деятельность сократить до минимума. Пусть создают новые предприятия, современные рабочие места и повышают людям зарплату. То есть монетаристскую систему развития страны надо менять на мобилизационную.
Однако в наших сегодняшних условиях это путь, ведущий к краху. Почему? Ответ станет ясным, если сравнить поведение наших бизнесменов и китайских. Последние рыщут по всему миру, собирают там деньги, везут их в Китай и вкладывают в производство, отвечающее последнему слову науки и техники. А что делают наши? Они выгребают природные ресурсы из страны, а вырученные средства всеми способами уводят за кордон. Поэтому нынешняя налоговая система — единственный возможный способ вырвать у них хоть кусочек для государства и пенсионеров. И до тех пор, пока править бал в нашей экономике и политике будут свежеиспеченные миллиардеры, заточенные на грабеж страны их временного проживания, ничего более разумного, чем ныне существующая фискальная система, придумать невозможно. Что же делать? История отвечает: туго затянутые узлы противоречий можно распутать с помощью не только нити Ариадны, но более радикальным способом. Анализ складывающейся обстановки приводит к мысли, что к этому все идет.
Фото: РИА Новости/Рамиль Ситдиков