Комитет гражданских инициатив Алексея Кудрина подвел итоги протестного года. Соответствующий аналитический доклад появился на сайте экспертной группы. Кроме господина Кудрина, документ подписали члены комитета Андрей Галиев, Леонид Гозман, Евгений Гонтмахер, Михаил Дмитриев, Борис Макаренко и Игорь Юргенс.
Вкратце доклад сводится к ряду тезисов:
— Двери в практическую политику по-прежнему закрыты для неравнодушных, активных, заботящихся об общественном благе представителей гражданского общества.
— Спад протестной активности ошибочно трактуется властью как возвращение к status-quo пятилетней давности.
— Несмотря на высокие мировые цены на нефть и газ, российская экономика не увеличивает темпы развития. Снижается эффективность государственного управления, правительство не может сформулировать программу действий на ближайшие шесть лет. Падает доверие к власти.
— Сочетание низкого престижа властных институтов, масштабного недовольства социально-экономической и политической ситуацией, а также растущего ощущения несправедливости государственного устройства создает психологическую основу для роста напряженности в обществе.
Покончив с анализом текущей ситуации, авторы формулируют политико-экономическую повестку дня:
— Покончить с конфронтационной риторикой в отношении «рассерженного меньшинства» и нарочитым противопоставлением его «лояльному большинству», обличением либерализма и «западничества».
— Отказаться от ужесточения регулирования гражданского общества, свободы дискуссии и протестных действий.
— Предложить обществу честную и понятную стратегию социально-экономического развития, построенную на адекватной системе приоритетов.
— Направить «кнуты и пряники», адресуемые элитам, на поощрение эффективности и избавление от неэффективных и коррумпированных управленцев.
«Последовательное осуществление такой линии позволит сформулировать новый „общественный договор“. Соблюдение же этого договора даст возможность разработать и реализовать пакет важнейших и взаимоувязанных реформ политической системы, экономики и социальной сферы», — резюмируют авторы доклада
Правда, остается открытым вопрос: способна ли вообще действующая власть вернуть доверие, думать не только о собственной стабильности, о покупке инвестиционных виз в Великобританию («Свободная пресса» об этом рассказывала на днях), но и благе общества? И еще: почему эксперты не предлагают собственной «честной и понятной» стратегии социально-экономического развития?
— Выводы, сделанные в докладе, во многом ошибочны, — уверен президент Союза предпринимателей и арендаторов Андрей Бунич. — Власть, на мой взгляд, хорошо понимает, что не достигла status-quo пятилетней давности. В ситуации пятилетней давности 70% населения реально поддерживали Путина и «Единую Россию», и больше сотни человек на митинги протеста не выходило. Это было вызвано, конечно, постоянно улучшающейся экономической конъюнктурой. В начале нулевых работал фактор девальвации 1998 года, потом стали расти цены на нефть, потом благодаря Кудрину появился приток капитала (Кудрин в 2005-м полностью снял ограничения по перемещению капитала за пределы России, что на первых порах привело к увеличению объема инвестиций). Поэтому практически до кризиса 2008 года поддержка власти была достаточно велика.
Сегодня возврата к тем временам нет, и во власти это понимают. Да, в глазах значительной части населения нынешняя либеральная оппозиция — еще большее зло, чем Путин. Но от этого нелюбовь граждан к «Единой России» меньше не стала.
Правда, действующая власть может отчасти вернуть доверие — если всерьез начнет антикоррупционную кампанию. Борьба с коррупцией не только поднимает авторитет власти, но и выбивает главный козырь из рук либеральной оппозиции. В свое время, напомню, Алексея Навального спросили, какая у него экономическая программа. Как известно, либеральная оппозиция в вопросах ВТО, приватизации, отношений с Западом фактически стоит на позициях Медведева. Поэтому единственное, что заявил Навальный в качестве программы — борьбу с коррупцией.
Если власть заберет себе и эту тему, с программой у либеральных оппозиционеров будет совсем неважно. Все же за коррупцию власть — и только власть — способна реально карать. Если коррупционеров начнут сажать, позиции власти усилятся даже при ухудшении экономических условий: народ, увидев, что кто-то восстанавливает справедливость, способен пойти на экономические жертвы.
Я считаю, Кудрину нужно молиться, чтобы власть успокоилась и поверила, что вернула status-quo. Только в этом случае у либеральной оппозиции появляется возможность для контригры.
«СП»: — Какие истинные цели доклада Кудрина?
— Думаю, Алексей Кудрин, уходя из правительства, не предполагал так долго находиться в оппозиции. Он рассчитывал, что ситуация в экономике ухудшится намного сильнее, но ошибся в прогнозе. Да, сегодня стагнация в экономике налицо, есть затухание темпов роста. Но это затухание медленное. Если бы, как прогнозировал Кудрин, цена на нефть упала до 60 долларов за баррель, либералы получили бы возможность действовать куда более активно.
Сегодня, благодаря Господу Богу — или, возможно, Goldman Sachs — цена не нефть не такая низкая, как могла бы быть. И неизвестно, какой она будет. Сейчас, после избрания Барака Обамы на второй срок, администрация США может в принципе пойти на жесткие меры в экономике, и в этом случае для России наступят трудные времена. Но если этого не произойдет, ухудшения можно ждать только через 7−8 месяцев. Осенью 2013 года в Германии состоятся выборы в бундестаг, и до этого времени Европа будет всячески поддерживать видимость экономической стабильности. А значит, и в российской экономике все будет не так плохо.
Для Кудрина это означает, что база для деятельности Комитета гражданских инициатив не столь хороша, как при 60 долларах за баррель. Кудрин обеспокоен, что его пребывание вне власти затягивается, что его могут забыть, что он может отойти на второй план.
Неслучайно Кудрин дал знать, что снова пьет чай с Медведевым (Кудрин сообщил, что заходил пить зеленый чай к премьеру Медведеву в Twitter’е в минувшее воскресенье, — «СП»). Для сравнения — в разгар протестных акций в декабре 2011 года Кудрин чуть ли не каждую неделю встречался лично с Путиным. Это говорит о том, что в данный момент Алексей Кудрин — как политический игрок — теряет темп. И неизвестно, будет ли у него возможность вернуть этот темп.
Вялая стагнация в российской экономике может растянуться на несколько лет, в течение которых власть сможет латать дыры. Да, для развития экономики никаких шансов нет. Да, понятно, что это путь в никуда. Но и в этом направлении можно идти довольно долго: пытаться где-то занять, в чем-то ужаться, морочить головы граждан пропагандой. Экономического шока, который помог бы либералам укрепить позиции, может не случиться.
«СП»: — В докладе отмечается, что власть выбрала неправильную тактику, противопоставив «рассерженное меньшинство» «лояльному большинству». Это так?
— Думаю, этот вывод тоже ошибочен. Если исключить глупые преследования митингующих, которые только напоминают о важности протеста, власть проявила себя достаточно изворотливой. Ей удается балансировать, и как раз идея противопоставления прозападного меньшинства большинству сработала — российское общество консолидировано не любит Запад.
Плюс, власти удалось сделать лидерами оппозиции карикатурных персонажей — например, Ксению Собчак. В итоге, в сознании обывателя протест накрепко слился с образом госпожи Собчак, — а население ее, мягко говоря, не любит. Думаю, когда Собчак клеймит в своих выступлениях Путина, это прибавляет президенту дополнительные 10−15% поддержки. Собчак во главе протеста — бесспорно, удача кремлевских политтехнологов.
С авторами доклада можно согласиться в одном: власть действительно раздает мало «пряников». Она не пытается расшириться за счет околовластных элит. Зато происходят тектонические сдвиги внутри властной элиты, и эти перестановки не надо недооценивать. Активная политика, думаю, идет внутри групп влияния.
«СП»: — Кудрин подводит к мысли, что власти пора начать переговоры с либеральной оппозицией. Такие переговоры возможны?
— На переговоры Кремль не пошел даже в декабре 2011 года. По сути, речь в докладе идет о том, что надо начать переговоры с самим Кудриным, но с какой стати? Только потому, что его группа констатирует в докладе набор очевидных проблем?
Повторюсь: господин Кудрин — игрок аппаратного толка, закулисный, ему сложно поддерживать авторитет в условиях длительной стагнационной ситуации. Кудрину важно получить какой-то пост в исполнительной власти, поскольку он не является политиком, не находится в центре внимания аудитории за счет харизмы и личной политической деятельности.
«СП»: — Путин способен предложить обществу «честную и понятную» стратегию социально-экономического развития, к чему его призывает Кудрин?
— Алексей Кудрин лукавит. Именно он и его единомышленники создали нынешнюю социально-экономическую модель. И никто в правительстве отказываться от этой модели не собирается. В экономике все остается так, как было заведено при Кудрине: бюджетные правила, Резервный фонд… Нынешняя команда экономистов в правительстве не сделает шага, не согласовав его предварительно с Комитетом гражданских инициатив господина Кудрина. Путин — так получилось — стал заложником кудринской группы влияния из 20−30 человек, которые фактически забрали экономическую власть в стране.
Их сила не в поддержке населения. Кудринская команда заняла ключевые посты в экономике, она сплоченная и выступает единым фронтом.
«СП»: — Почему Путин ее терпит?
— Думаю, Путин не считает приоритетной борьбу с ними. Пока цены на нефть не упали, президент занимается силовыми структурами — лояльность силовиков для власти важнее.
Может ли Путин предложить принципиально новую экономическую программу? Если он и дальше будет опираться на кудринскую команду — конечно, нет. Но будет ли он опираться на нее — вопрос открытый. Я считаю, есть шанс, что в Путине победит логика политического выживания, и она приведет и к изменению экономической политики…
«Доклад Кудрина — попытка дистанцироваться от Кремля», — уверен депутат Госдумы третьего и четвертого созывов Виктор Алкснис
— Думаю, наше общество наглядно убедилось в крахе либеральной экономической модели развития России, — говорит Алкснис. — Но даже сегодня, когда Россия на всех порах вползает в революционную ситуацию, либералы — их ярким представителем является Кудрин — не могут отказаться от своего курса. Они предлагают косметические изменения, но не кардинальные реформы.
Но и действующая власть не способна ничего изменить. Путин и его окружение — те же либералы, только они прикидываются государственниками, чтобы следовать настроениям в обществе. Именно действующая власть, об руку с господином Кудриным, уничтожала российскую экономику, промышленность, Вооруженные силы — и за это, по идее, нужно отвечать. Вряд ли на это готова правящая верхушка.
На мой взгляд, словесные упражнения комитета Алексея Кудрина — лишь попытка дистанцироваться от Кремля, попытка либералов предстать эдакими спасителями Отечества. Не знаю, смогут ли они кого-то убедить в этом…
Фото: Артем Житенев/ РИА Новости