
Приставы-исполнители из Удмуртии будут продавать колеса, снятые с автомобилей должников и межкомнатные двери их квартир. Об этом в пятницу сообщила руководитель пресс-службы регионального УФССП. Она добавила, что начнутся эти распродажи, вероятно, уже на следующей неделе.
Не отстают от коллег в оригинальности и взыскатели из Ставрополя. Входные двери жилищ граждан, за которыми значатся внушительных размеров долги за коммунальные услуги, обклеивают сигнальными красно-белыми лентами и крепят рядом табличку с указанием суммы долга. Акции дали название «Должника по ЖКХ видно издалека».
Красноярские приставы намерены размещать фотографии злостных неплательщиков на картонных подставках под пивные кружки в местных кафе. На них же будут указаны имена и фамилии разыскиваемых, а также номер телефона, по которому опознавший запечатленного на снимке человека, сможет позвонить и «сдать» его приставам.
Владельцы нескольких кафе уже согласились посодействовать в поиске должников. Приставы надеются, что такая мера станет не менее эффективной, чем размещение фотопортретов в СМИ.
В Республике Карелии взыскатели долгов намерены «прославить» уклоняющихся от различных выплат на пакетах с молоком, коробках с пиццей и с пирожными.
Руководство УФССП решилось на это «из-за не всегда адекватной реакции на появление исполнителей». Привело пример. Нерадивый отец, задолжавший более 50 000 рублей, ударил взыскателя табуретом. Буйный должник получил условный срок наказания.
Некоторые судебные приставы демонстрируют изобретательность в сфере человеческих отношений. В 2009 году на всю страну прогремела история москвички Яны Куликовой. Сотрудники УФССП по Удмуртской Республике использовали ее снимок для отлова в соцсетях злостных неплательщиков, назначая им свидания от лица симпатичной блондинки. Девушка подала на приставов в суд и выиграла дело.
В Липецкой области УФССП провело конкурс на лучшие анекдот и смешную историю о долгах и должниках. Победители получили призы.
В Нефтеюганске фотографии с указанием имени, фамилии, даты рождения и суммы долга, а также надписью «Внимание, розыск!» расклеивали на фонарных столбах.
Приставы в разных местах отправляются в совместные рейды с православными священниками и муфтиями, которые взывают к совести должников.
А в Самаре взыскатели решились на крайние меры: самым отъявленным неплательщикам отключили канализацию — лишили возможности пользоваться туалетом.
Адвокат, бывший старший следователь Следственного комитета при МВД РФ Владимир Жеребенков называет действия «уэфэспэшников» против неплательщиков самодурством: «В регламенте их работы такое не прописано. Вытворяемое приставами — оскорбление чести и достоинства граждан. Если последние не желают или по каким-либо причинам не имеют возможности выплачивать долги, взыскивать их нужно цивилизованными методами, а не позорить людей перед всем обществом. Приставы самоуправством наносят ущерб интересам тех, чьи портреты выставляются на всеобщее обозрение.
Снимание колес и дверей — превышение полномочий. Взыскатели хотят выкрутить руки должникам, всеми правдами и неправдами заставить их платить.
Подавляющая часть этих действий лоббируется банками. Они нараздавали кредитов направо и налево, а теперь вгоняют людей в кабалу. Многие из должников по кредитам — поручители. Мне приходилось сталкиваться с такими ситуациями неоднократно: человек, не подумав хорошенько, поручился за друзей или родных, те перестали платить, теперь приставы донимают и его, ни рубля не получившего от банка.
Сотрудники кредитных организаций, принимая подпись поручителя, не конкретизируют, чем он станет отвечать. А если бы объяснили, что у него могут отнять мебель и автомобиль, поручитель задумался бы, стоит ли поручаться".
«СП»: — Какими способами неплательщики могут пожаловаться на приставов?
— Написать жалобу в прокуратуру. Исполнителей с таким мышлением и пренебрежительным отношением к другим гражданам необходимо строго наказывать.
Прокуратура имеет возможность вынести представление на действия приставов и инициировать в Следственном комитете разбирательство, вплоть до возбуждения уголовного дела.
Многие люди не знают своих прав, поэтому не обращаются за помощью в правоохранительные органы. Нужно проконсультироваться с юристом, затем обжаловать сотворенное приставами, чтобы дали им по рукам. Посадят одного, другие подумают, стоит ли позорить сограждан.
Кандидат психологических наук Анна Рассказова утверждает, что размещение где бы то ни было снимков неплательщиков грозит здоровью их близких: «Соседи, продавцы магазинов, коллеги узнают об этом. У супруги «повешенного» может возникнуть не только стресс, но и обострение болезней, сердечный приступ. Очень негативно это скажется и на детях. Они наиболее восприимчивы к разного рода неприятностям. Их здоровье, в том числе психическое, волне может повредиться на всю жизнь.
Хочется воскликнуть: по какой причине это позволяет власть? Но ответ очевиден".
Представительница УФССП по Ставропольскому краю сказала корреспонденту «СП», что сигнальные красно-белые ленты на двери наклеивали не приставы, а члены федерального молодежного проекта «Все дома»: «Ребята изъявили желание заниматься этим. Наклеивали только на двери тех квартир, в которых отсутствовали хозяева. Соседи увидят, что рядом с ними живут неплательщики, и возможно подвигнут их на выплату долгов».
«СП»: — Приставы в это время находились рядом с ребятами из «Все дома»?
— Да. Это было совместное мероприятие.
«СП»: — Юристы называют такие действия незаконными.
— Но ведь двери обклеивали только ребята из федерального проекта.
Пресс-секретарь УФССП по Республике Карелии Евгений Андреев сообщил, что на пакетах с молоком и коробках с пиццей лица должников пока не размещают, но пассажиры маршрутных такси уже видят их на рекламных мониторах: «Мы не считаем, что в этом и планируемом имеются нарушения закона».
Не считает так и пресс-секретарь УФССП по Удмуртской Республике Лилия Чернова: «Колеса с машин будем снимать в присутствии хозяев».
«СП»: — Но разве это не превышение полномочий?
— Мы станем так поступать только с теми, кто упорно не желает платить.
Владимир Жеребенков возмущен позицией представителей служб по взысканию долгов: «Приставы вправе изъять имущество задолжавшего, реализовать его, если тот в определенный срок не выплатит долг. Но остальное — произвол, который в большинстве случаев сходит с рук взыскателям!»
Фото: Дмитрий Лекай/Коммерсантъ