Начальник главка столичного МВД Анатолий Якунин попросил депутатов Мосгордумы посодействовать в решении вопроса о дополнительных выплатах полицейским. Сделал он это во время отчета перед городскими парламентариями о криминогенной обстановке в Москве и результатах работы полиции в 2012 году. По мнению Якунина, чтобы столичные стражи порядка действовали лучше, надо выйти на правительство РФ с просьбой об увеличении денежного довольствия в два раза.
В настоящее время, по информации председателя координационного Совета профсоюза сотрудников милиции города Москвы Михаила Пашкина, заработки рядового состава составляют 40 000 рублей, офицерского (в том числе оперативных работников) — 50 000 — 55 000, начальников районных ОМВД — 70 000 (с премиями — от 150 до 200 и более тысяч рублей).
День в день с докладом Якунина о сложной криминогенной ситуации в городе говорил и прокурор Москвы Сергей Куденеев. И тоже с озабоченностью. По словам прокурора, в Москве раскрывается менее 30% зарегистрированных преступлений. «Это не может не вызывать беспокойства», — заявил глава надзорного ведомства столицы.
Тревожную статистику он приводил и в августе прошлого года. К тому времени, по данным прокуратуры, оставались нераскрытыми почти 68% преступлений из 85 000 происшедших за полгода. На 6% снизилась раскрываемость особо тяжких преступлений. «Повисли» 81% краж и 58% мошенничеств.
К слову, годом ранее генеральный прокурор РФ Юрий Чайка говорил, что в Москве одни из самых худших показателей по раскрываемости незаконных деяний.
Однако начальник столичного главка МВД Якунин доложил депутатам Мосгордумы, что сотрудники полиции продолжают последовательную и бескомпромиссную борьбу со всеми преступлениями, что возросла эффективность противодействия коррупционным и экстремистским проявлениям.
— В действительности в столице раскрывается более скромное, чем названо городским прокурором, число преступлений. Пожалуй, лишь 20% из зарегистрированных, а то и меньше, — говорит председатель координационного Совета профсоюза сотрудников милиции города Москвы Михаил Пашкин. — Из-за катастрофического недостатка людей Якунин просит деньги на увеличение заработков для привлечения новых кадров. Несмотря на то, что работать практически некому, начальники под разными предлогами увольняют полицейских. Например, говорят: «Плохо умеешь стрелять» или «Не сдал зачеты». А с ними практически не проводят занятия, патронов — жесточайший дефицит.
«СП»: — Каков уровень профессионализма нынешних московских стражей порядка?
— Немногих, имеющихся там квалифицированных специалистов, выживают — не вписываются в систему. Способных раскрывать преступления осталось очень мало.
«Опера», в основном, молодые. «Старики» ушли, не желая из-за них садиться в тюрьму. Новые кадры приходят туда с целями, диаметрально противоположными защите правопорядка. Недавно суд приговорил к разным срокам заключения нескольких оперативников из Северо-Западного округа, которые фабриковали уголовные дела.
Критериями работы полиции по-прежнему являются «палки», хотя руководство уверяет, что они отменены. Для того, чтобы извести горе-руководителей и поддержать порядочных полицейских, нужно воспользоваться критерием, предусмотренным законом «О полиции», — мнением населения. Следует разработать и внедрить эту систему. Население какого-либо московского района увидело, что на каждом углу незаконная торговля, провело референдум и сняло начальника ОМВД. Исчезнут «стихийные» торговцы, освободят подвалы и котельные нелегальные мигранты (на которых наживаются представители ряда силовых структур).
Доктор юридических наук, профессор, бывший генеральный прокурор РФ Юрий Скуратов говорит, что повысить зарплату стражам порядка можно в случае, если ее размер будет «увязан» с реальными, а не «палочными» результатами работы. Если к полицейским повысятся требования, если контроль за ними усилится и возникнет система объективной оценки их труда: «Сейчас основную часть преступных деяний составляют кражи. Расследование этого вида криминальной деятельности практически не производится. Часто даже не регистрируют факты краж. Раскрытие возложено на уголовный розыск, заваленный «выше крыши» и другими делами.
Отказывают также в регистрации фактов разбойных нападений, хулиганских действий, желая этим уйти от работы. Дело не только в непрофессионализме или халатности, но и в отсутствии стимула. Наша система финансирования органов внутренних дел непродуманная. Во многих странах объем ассигнований, выделяемых на борьбу с преступностью, зависит от уровня преступности. Поэтому там криминальные поступки расследуются значительно более эффективно, нежели у нас.
«Подкосило» полицию и разрушение агентурной сети. В свое время наперебой принялись ее развенчивать: «Стукачество — позорное явление!»
Да, если речь идет о политическом сыске, пожалуй, такое мнение приемлемо. Однако в деле раскрытия неочевидных преступлений агенты порой незаменимы. Ни одна полиция в мире не функционирует без них".
«СП»: — Наверняка, «подкосила» полицию и реформа?
— Реформа в российском МВД — это беспрерывная чехарда в кадровом составе, рассуждения «оставят — не оставят» какие-либо подразделения, споры о том, выделить «организованную преступность» в отдельное подразделение или слить с уголовным розыском… Реформирование проводилось при отсутствии четкого понимание о модели, которая должна стать результатом.
«СП»: — Нечеткое понимание привело к снижению уровня профессионализма полицейских?
— Привело, этот уровень существенно снизился. Если заработную плату повысят, то нужно сделать так, чтобы туда шли не столько из-за денег, а по идейным соображениям.
«СП»: — Но придут они в структуру со старыми, не очень положительными традициями.
— Это так. Поэтому в обозримом будущем мы вряд ли ощутим себя в большей безопасности.
Фото: ИТАР-ТАСС/ Евгений Асмолов