Рост тарифов ЖКХ не должен превышать официального уровня инфляции в стране. Вице-премьер правительства Дмитрий Козак подписал распоряжение, согласно которому цены на коммунальные услуги не должны расти более чем на 6% в год.
Для достижения поставленной цели планируется ряд мер. В частности, местные власти должны будут разъяснять гражданам их права по определению платы за жилье.
Очевидно, что решение Козака было вызвано жесткой критикой в адрес коммунальщиков со стороны президента. В конце февраля он был вынужден лично разбираться с необоснованным ростом тарифов в некоторых регионах. Так, в ряде муниципальных образований Мурманской области и Республике Алтай, с нового года платежи выросли более чем в три раза.
— Рост тарифов ЖКХ на 6% оправдан в том случае, если у нас честно считается инфляция. Но повышение тарифов сильно ударит по людям, если у населения не вырастут доходы. Особенно тяжело придется бедным, для которых инфляция и так составляет до 20% в год. Учитывая, что электроэнергия и газ дорожают, выполнить условие правительства просто нереально, — считает доктор экономических наук, академик РАН Олег Богомолов.
Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев обращает внимание на то, что чиновники и и управляющие компании вряд ли захотят терять прибыль:
— В принципе, тарифы можно заморозить. Вопрос сводится к эффективности контроля со стороны правительства. Но встает вопрос, как система ЖКХ будет добирать свои деньги. Если не будут расти тарифы, то начнет расти объем услуг. У нас и так обогревают небо, да и за воду люди платят не в соответствии со своими нуждами. Многие платят за так называемое общедомовое потребление воды. Что это такое? Кто потребляет эту воду? Мыши в подвале? Если тарифы заморозят, то будут писать, что стали в четыре раза больше тратить на обогрев.
«СП»: — С чем связана разница в росте тарифов в разных регионах?
— С политической волей чиновников. К примеру, московским властям оценка работы со стороны президента значительно интереснее, чем банальное набивание карманов. В других регионах чиновникам нужнее деньги. Сказал Собянин, чтобы тарифы не росли, и они не растут. Другой губернатор не сказал, и они растут.
«СП»: — Получается, что тарифы мало связаны со стоимостью обслуживания?
— Совершенно верно. Дело не в росте тарифов, а в том, как их устанавливают. Сидит чиновник, причем не высокопоставленный, а на уровне муниципалитета, и думает: «Дай-ка я подниму цену воды в 10 раз». Нет никакого эффективного экономического механизма контроля за тарифами, есть только административный контроль. Президент озвучил цифру в 6%, и бюрократическая система это может проконтролировать. Но экономической необходимости коррелировать тарифы с реальностью при сегодняшней системе ЖКХ просто нет. Всё по принципу «хочу — и будет столько».
Сегодня можно действовать только административными способами. Стукнул президент по столу, и все забегали. Если бы он сказал не про рост в 6%, а чтобы тарифы были вот такие, то они такими и были.
Конечно, есть естественные причины. Скажем, в Якутии тепла потребляется больше, чем в Сочи. Но сегодня эти естественные причины играют последнюю роль.
У нас очень интересный рынок коммунальных услуг. И дело здесь не в монополизме. И пять ЖЭКов могут договориться между собой, так как норма прибыли в этой сфере очень большая. Дело в том, что человек противопоставлен системе. Житель должен быть одновременно и инженером, и экономистом, и технологом. В моем доме живет бухгалтер, который следит за управляющей компанией, и к нам платежки приходят нормальные. А в соседних домах другие. Чтобы потребитель мог на равных бороться с поставщиком, должен быть крупным потребитель. У дома должен быть собственник, который бы мог оценить тарифы. Отдельный человек не имеет времени и сил бороться. И поэтому тарифы будут устанавливаться по принципу «что моя левая нога захочет».
Как считает политолог из Кабардино-Балкарии Исмаил Хочуев, бесконтрольность тарифов может привести и к более серьезным социальным последствиям:
— У нас в республике некоторые тарифы выросли очень сильно. У нас весь регион газифицирован, даже самые дальние горные села. Когда газ провели, у людей была радость. Но потом многие были вынуждены отключить его из-за тарифов. Во многих населенных пунктах люди снова стали отапливаться с помощью дровяных печей.
Высока коррупция среди чиновников. Стоит учитывать и их менталитет. Они хвастаются между собой, чем престижным владеют: домом, машиной. Исходя из этого, многие пойдут на всё. Они готовы высасывать отовсюду, как только получат доступ к финансовым ресурсам.
Это не способствует нормализации обстановки. Растет число богатых, растет и число бедных. Но бедность у нас считается позором. Поэтому растет преступность. Когда она входит в союз с религиозным фундаментализмом, получается терроризм. Но за ним стоит жажда людей иметь имидж богатого. А всё происходит от коррумпированности чиновников. В обществе уже укоренилось отношение к аморальным поступкам как к нормальным.
Фото: ИТАР-ТАСС/ Александр Петров