Общество
17 мая 2013 13:25

На три веселые ноты

Хоровое общество России знает, как привить «иммунитет к экстремистским идеям»

1438

Спеваться, а не спиваться предлагает соотечественникам Всероссийское хоровое общество (ВХО). Оно выступило с идеей создать в крупных государственных компаниях, в вузах МВД и МЧС, военных частях и исправительных колониях любительские хоры.

Искусство хорового пения даст россиянам «моральный стержень» и «иммунитет к экстремистским идеям». Будущим силовикам оно поможет повысить самооценку, рабочим — увеличить производительность труда, а заключенным лучше осознать свою вину и перевоспитаться, уверены авторы инициативы, которая, как пишут «Известия», изложена в концепции общества, воссозданного в январе этого года при участии вице-премьера правительства Ольги Голодец.

Издание приводит и цитату из документа:

«Хоровое пение гармонизирует личность участников, может служить средством отвлечения молодежи от наркотиков, алкоголя, курения. Вовлечение в хоровое пение огромного количества людей может дать эффект снижения уровня социальной напряженности, понижения уровня недовольства уровнем жизни, своими доходами и действиями отдельных должностных лиц».

Вот он — по сути — рецепт спасения нашего общества от пороков и несправедливости. Дело — за «верной репертуарной политикой». Но, что это значит, к сожалению, не поясняется, хотя мнения на этот счет могут быть самые разные.

«Помните, как начинается фильм «Калина красная»? Там хор бывших рецидивистов поет «Ты жива еще, моя старушка? По-моему, это будет великолепно, — признается поэт Всеволод Емелин, — когда мы все сольемся в одном хоре. Люди разных национальностей, профессий, материального положения. Но создавать надо не хор предпринимателей или хор рабочих. А именно сводные хоры, где пел бы Вексельберг и простой киргизский дворник, имеющий российское гражданство, или не имеющий его. Это будет, действительно, замечательно. У нас так мало общего. А тут все сольются в едином хоре. По-моему, это прекрасно. И в зонах, чтобы тоже были не хор заключенных и хор охранников, а чтобы начальник главный пел с самым презираемым зеком вместе. А то мы все делимся, делимся, а нам необходимо единство и духовные скрепы. Было бы неплохо, если бы «раз в месяц или в неделю вся страна хором пела одну какую-нибудь песню». Чтобы все, допустим, знали, что сегодня с 12 до 12:15 поем «Ты жива еще, моя старушка?..», на следующей неделе в это же время — «Где же ты, моя Сулико?», или, например, «Славное море священный Байкал». В головах, надеюсь, настанет порядок. Нам ведь песня строить и жить помогает.

Свой взгляд на инициативу песенного сплочения и у члена Совета по правам человека при президенте РФ, координатора проекта Gulagu.net Владимира Осечкина:

— Большинство российских тюрем и колоний построены еще во времена ГУЛАГа, и условия содержания в них не соответствуют ни европейским пенитенциарным правилам, ни даже требованиям российского законодательства. Когда люди…(вот сейчас, например, жара начинается) содержатся в следственных изоляторах в душных, плохо проветриваемых камерах, то очень сложно представить, что у них там вдруг возникнет желание заниматься хоровым пением. И нужно также понимать, что все зависит от характера этого предложения. Если это будет действительно искреннее волонтерское добровольное начало, то, безусловно, я это поддержу. Но если это будет прописано и утверждено на уровне директора ФСИН, как добровольно-принудительная мера перевоспитания, то у большинства заключенных будет только отторжение, и никакими дубинками, никакими предложениями об УДО людей туда заманить не получится.

«Петь в хоре, на самом деле, очень весело. Я вот последний раз пел в хоре, когда был школьником, это были 60-е годы, — вспоминает музыкальный критик Артемий Троицкий. — Думаю, что пение в хоре воспитывает чувство локтя, поскольку люди там стоят «локтем к локтю». Оно воспитывает коллективизм. До некоторой степени оно может воспитывать даже эстетическое чувство. Так что нареканий по поводу этой инициативы у меня нет. Полагаю только, что очень многое зависит от того, каков будет репертуар этих хоров. Скажем, если петь в этих хорах какие-то песни протеста, революционные песни, то это может не то, что сделать «прививку» от экстремизма, а, наоборот, это может настроить людей на определенный лад. А именно, внушить им мысль о том, что мир, в котором мы живем, он крайне не совершенен, и нужно, естественно, его сломать до основания, а затем построить новый мир. К слову, те песни, которые я когда-то пел, они были именно такими. Я порекомендовал бы такого рода репертуар и нынешним хорам.

«СП»: — Помнится, профессор Преображенский у Булгакова говорил, что, если он вместо того, чтобы оперировать, начнет у себя в квартире петь хором, как Швондер с домкомовцами, то у него начнется разруха. А у нас?

— Тут уже, как говорится, поздно пить шампанское. Все дело в том, что разруха у нас уже давно началась, успешно продолжается и даже близка к своей финальной стадии. И если пение хором эту финальную стадию, то есть окончательный коллапс и руинирование государства, приблизит, то ничего плохого я в этом не вижу.

«СП»: — Умирать, то с музыкой?

— Умирать, то хором.

Из досье «СП»

Впервые Русское хоровое общество было создано в 1878 году как объединение любителей хорового пения. В него вступило около 150 певцов. Хормейстерами в разное время были Аренский, Ипполитов-Иванов, Василенко, Голованов. Деятельности общества оказывали поддержку Чайковский, Рубинштейн, Танеев. Однако в разгар Первой мировой войны в 1915 году оно прекратило свое существование. Затем Всероссийское хоровое общество воссоздавалось в 1957 году как общественная организация, объединяющая музыкантов-профессионалов и любителей музыки. Но в период в 1987 году организация приостановила деятельность и преобразовалась во Всероссийское музыкальное общество.

В очередной раз вопрос о возрождении Всероссийского хорового общества был поднят на заседании Совета по культуре и искусству при президенте в присутствии Владимира Путина в сентябре 2012 года. Предложение было поддержано. 31 января 2013 года под председательством вице-премьера Ольги Голодец состоялось совещание руководителей хоровых коллективов, известных деятелей культуры, руководства министерств культуры и образования. Было решено вновь создать Всероссийское хоровое общество, которое будет вести деятельность по сохранению, развитию и популяризации хорового искусства. Голодец возглавила его Попечительский совет. Председателем ВХО стал худрук Мариинского театра, дирижер Валерий Гергиев.

(по материалам сайта телеканала «Культура»)

Фото: Валерий Шарифулин/ РИА Новости

Последние новости
Цитаты
Андрей Заостровцев

Экономист, научный сотрудник Санкт-Петербургского государственного экономического университета

Вячеслав Тетёкин

Политик, общественный деятель, КПРФ

Игорь Шатров

Заместитель директора Национального института развития современной идеологии

Комментарии
В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня