Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество
12 июня 2013 12:43

«Аврора» уходит в док

Легендарный крейсер восстановят по историческим документам

2961

Крейсер «Аврора» вновь в центре внимания. Вот-вот должен начаться его ремонт, о котором заговорили сразу после того, как поздней осенью 2012 года новый министр обороны РФ Сергей Шойгу отменил приказ своего предшественника Анатолия Сердюкова о списании корабля из состава ВМФ России.

Это решение Шойгу, к слову, было у него одним из первых на посту военного министра. И вызвало практически единодушное одобрение как у действующих военнослужащих, прежде всего моряков, так и у отставников, и у людей гражданских. Что ни говори, а корабль-то легендарный. Отмечает в нынешнем году свой 110-й день рождения (со времени итоговых ходовых испытаний). Другого такого в нашей стране, да и на всем пространстве бывшего СССР, во всей Европе, нет.

Много копий было сломано с той осени на тему, какой именно ремонт нужен крейсеру. И нужен ли вообще. Скажем, некоторые сотрудники Центрального военно-морского музея (ЦВММ), к «экспонатам» которого приравнял «Аврору» экс-министр Сердюков, и сейчас уверены, что «достаточно просто покрасить корабль, и пусть он себе дальше стоит, радует туристов».

Но большинство специалистов склонялось к тому, что капитальный ремонт обязательно нужен. А вот какой — чтобы восстановить его плавучесть, вернув возможность ходить по морям, с воссозданием исторических деталей, полностью заменив историческое оборудование на современное или «простой, косметический», - обсуждается до сих пор.

— Ни на какую реконструкцию отправлять «Аврору» не надо, — категоричен Георгий Мамзиков, капитан первого ранга в отставке, ныне лектор ЦВММ ВМФ РФ. — Знаем мы эти «реконструкции»: поставят в док, разберут до основания, да и бросят, деньги, мол, кончились! За последнее время столько тут уже всего «напридумывали», хватит! Наш крейсер и в нынешнем своем виде интересен людям. Чего городить?..

— Лично я ратовал за то, чтобы не просто вернуть «Аврору» в строй, а поставить её на ход, пусть плавает, хотя бы по Неве, помогает начинающим морякам обрести опыт, в том числе, нравственный. Никакие «правильные» слова о любви к Родине не воспитывают так, как сам факт пребывания на историческом судне, — сказал «СП» писатель Александр Покровский. — А так будет стоять у причала как какая-то баржа. А баржа — не корабль!

Подготовка «Авроры» к реконструкции, между тем, идет полным ходом. В начале июня группа водолазов обследовала подводную часть крейсера. Сам факт их погружения вызвал немалый интерес у горожан. За минувшие десятилетия о старушке — «Авроре» чего только не говорили, какие только слухи не будоражили водную гладь вокруг неё!.. Один из самых устойчивых — что стоит она бетонном постаменте, возможности двигаться самостоятельно была лишена ещё в конце 1980- годов, во время последнего на сегодня капитального ремонта. Хотя ленинградцы-петербуржцы должны бы помнить, что и в док, на ремонт, и из дока на свое место у Петроградской набережной шел крейсер на буксире, но все-таки — шел.

Первое же погружение водолазов в Неву нынешним июнем развеяло миф о «бетонке»: «Аврора» находится на плаву! Расстояние от её днища до речного дна колеблется от 1,5 до 3 метров. Удерживают же её у причала мощные якоря, а тех — четыре цепи, идущие по периметру корабля, которые в свою очередь вмонтированы в плавучие железные бочки.

По итогам подводного обследования установлено, что обшивка корпуса корабля в удовлетворительном состоянии, вмятин и пробоин там не обнаружено. А, значит, и до ремонтных доков крейсер вполне способен дойти самостоятельно.

В истории с водолазами особо греет сердца моряков тот факт, что за свою работу они не стали просить денег. Как рассказали корреспонденту «СП» люди знающие, с просьбой помочь обращался к специалистам Игорь Курдин, руководитель известного на всю страну петербургского клуба моряков-подводников, а с осени прошлого года также руководитель комиссии «по «Авроре». Откликнулись водолазы частной коммерческой компании «Фертоинг», которую возглавляет морской офицер-отставник. Он посчитал кощунством зарабатывать на любимом миллионами сограждан разных поколений корабле.

Водолазные работы стали, в сущности, последним этапом перед непосредственно самой реконструкцией. Вопрос о проведении которой, как сказал «СП» Игорь Курдин, «решен министром обороны России окончательно и бесповоротно». Подготовлен, как выяснилось, и план ремонта, утвержденный главкомом ВМФ РФ Виктором Чирковым.

Осталось узнать детали предстоящих работ. О них специально для нашего издания рассказал Сергей Овсянников.

В 1983—1989 годах, во время предыдущего капитального ремонта он работал ведущим конструктором КБ Ленинградского судостроительного завода им. А. А. Жданова. Ныне это завод «Северная верфь». В настоящее время Сергей Иванович — сотрудник ЦВММ ВМФ РФ и консультант в том самом КБ, где работал много лет, которое, как предполагается, и будет вести нынешний ремонт старого корабля.

«СП»: — Прежде всего, Сергей Иванович, откуда появился миф о бетонном основании «Авроры»?

— В его основе — досужие разговоры горожан конца сороковых годов. В 1946 году «Аврору» действительно «залили бетоном», чтобы не допустить поступления в трюмы воды. Сказывались раны, полученные кораблем в Великую Отечественную войну. Он ведь всю блокаду был в городе. Но позже его поставили на ход, привели на Петроградскую набережную. А миф остался. Как и тот, согласно которому, холостой выстрел с данного крейсера послужил сигналом к началу штурма Зимнего дворца в октябре 1917 года. Не было этого. У нас в стране мифы любят…

«СП»: - Как случилось, что именно вашему КБ, вам лично поручили реконструкцию конца 1980-х?

— Лично для меня это было большой удачей, профессиональным счастьем. Я всегда с трепетом относился к нашему историческому крейсеру. Из-за его богатой истории в первую очередь. На «Авроре» до сего дня сохранилось около 70 процентов её родного оборудования, поставленного при спуске на воду, в начале ХХ-го века! От обушка до паровой машины, корпуса, артиллерийского оборудования. А всего деталей на корабле — 2,5 тысячи. Ну, и, конечно, потому, что в мире подобных «Авроре» осталось всего два корабля. Это «Олимпия» (США) и «Микассо» (Япония). Уникальные суда, раритеты. Они, кстати, на ходу, служат своим флотам, подрастающему поколению.

А почему нашему КБ поручили ремонт? Оно одно из ведущих в стране — было и остается.

«СП»: — Уже известно, что предполагает нынешняя реконструкция?

— В основном да, известно. Главное — восстановить непотопляемость, функциональность всех систем «Авроры». Основные из них — система пожаротушения, водоотлива. Требуется также ремонт электрокабелей. Ведь максимальный срок их службы 25 лет. А со времени окончания последнего ремонта прошло двадцать четыре. Кроме того, будет проведен косметический ремонт всех помещений и кардинально преобразована экспозиция музея. Последняя не менялась с советских времен и повествует в основном о жизни крейсера в революционную и постреволюционную эпоху. А про первые 14 лет жизни и последние двадцать почему-то забыли.

«СП»: — Некоторые моряки считают, что лучше всего было бы для «Авроры» и её «воспитательной роли» отправиться в плавание «по морям, по волнам»…

— Не нужно. Это очень хлопотно с организационной точки зрения (одна регистрация в речном и морском регистре чего стоит!), и весьма затратно. Ведь для плавания потребуется оснастить корабль самыми современными навигационными приборами, набрать высокопрофессиональный экипаж, содержать его.

«СП»: — К слову, уже известно, какова финансовая составляющая предстоящего ремонта, когда он начнется и сколько времени может занять?

— Начаться должен уже нынешней осенью — как только будет подготовлено и утверждено Техническое задание. Продлиться может около двух лет. А что касается финансирования, то это никак не меньше миллиарда рублей.

Справка «СП»

Бронепалубный крейсер «Аврора» - крейсер 1-го ранга Балтийского флота типа «Диана». Назван в честь парусного фрегата «Аврора», прославившегося при обороне Петропавловска-Камчатского в годы Крымской войны. Заложен в 1896 году. Спущен на воду в мае 1900 года. Водоизмещение на момент спуска составило 6731 тонну. Участвовал в Цусимском сражении Русско-японской войны. В годы СССР — учебный корабль Военно-морского флота.

Фото: ИТАР-ТАСС, РИА Новости

Последние новости
Цитаты
Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня