Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
20 июня 2013 19:23

Достучаться онлайн

Правительство изобразит в интернете систему народного контроля за чиновниками

2380

Правительство намерено создать в интернете информационную систему, в которую будут собраны все критические замечания по работе чиновников со всей страны. Как информирует «Российская газета», проект получил название «Народный контроль».

Программа, созданием которой займется Министерство связи и массовых коммуникаций, будет напоминать большую жалобную книгу, которая, как предполагается, станет связующим звеном между государством и народом. Любой желающий сможет открыть ее в интернете и написать туда о проблемах, которые его волнуют (при желании приложить к письму также фото или видеоматериалы).

От авторов, правда, ждут не рассказов о личных обидах, а сообщений о реальных проблемах государственной важности. Поэтому для удобства использования портал будет разбит на разделы: здравоохранение, образование, транспорт, дороги, связь, почта, нелегальные свалки, казино и так далее.

Разбираться с жалобами будут инстанции, отвечающие за соответствующую сферу. Но граждане смогут отслеживать, куда ушел сигнал и в каком статусе сейчас находится жалоба. Если придет отказ, он должен быть мотивированным.

Станет ли новый проект востребованным? И будет ли он реально работать, или это — очередная профанация?

— Оценивать результат пока преждевременно, — считает координатор антикоррупционного интернет-проекта «Добрая Машина Правды», политик Владислав Наганов. - Остается лишь надеяться, что замысел удастся, если только все это будет грамотно исполнено. Если реакция на жалобы людей не будет заторможенной, если в рамках этого проекта не будет к ним формального отношения, если в органах власти реально будут откликаться и исправлять… что ж, «флаг им в руки!», как говорится. Тогда затею можно только приветствовать. Единственное, я не помню ни одного подобного проекта, инициированного государством, который бы был успешным.

Депутат муниципального Собрания Лефортово г. Москвы Анна Андреева высказалась более резко: «Это будет очередное вбухивание денег в пустоту».

«СП»: — Можете пояснить — почему?

— Объясню на примере похожего столичного портала «Наш город». На оставленные там обращения москвичей власти тоже обязаны реагировать оперативно. Да, кое-что он дает. Но… Жалобы отправляются для исполнения чаще всего главам управ, изредка бывает по-другому, но чаще всего — главам управ. Задача главы управы всегда одна и та же — «распилить» побольше, сделать поменьше. И если вопрос какой-то очень-очень мелкий и никак не затрагивает, скажем, так, место, с которого кормится глава управы, то он его может даже и решит.

Ну, например, вокруг дерева подрядная организация оставила меньше земли при асфальтировании, чем нужно. Вот если это одно дерево — так и быть, глава управы что-нибудь сделает. Но если, скажем, во дворе неправильно сделали парковку, и вокруг деревьев оставили мало территории, а деревьев этих много — тут глава управы встанет насмерть. Потому что если он сейчас начнет освобождать эту территорию вокруг деревьев, на это же надо деньги потратить. Другой случай (вы понимаете, что я рассказываю про совершеннейшие мелкие мелочи): в шести дворах в нашем районе жители жалуются: «Машины стоят на тротуаре. Поставьте столбики». Я пишу на http://gorod.mos.ru: «Поставьте столбики», и получаю совершенно шизофренический ответ, что «столбики ставить нельзя, потому что по договору с подрядной организацией этот двор убирается с помощью тракторов».

«СП»: — Причем здесь трактора?

— Начнем с того, что, естественно, никаких тракторов нет. То есть, «на трактора» просто распиливают деньги, а двор как убирали таджики, так и убирают. Во-вторых, даже если бы эти трактора были, то когда на тротуаре стоят машины, убирать невозможно — ни с тракторами, ни без тракторов.

Дальше-больше: приехал у нас тут сотрудник из ГУИСа (Государственное учреждение «Инженерная служба города Москвы» — «СП»), и мы вели с ним совершенно замечательный диалог. Я ему говорю: «Вот машины на тротуаре, надо поставить столбики». Он мне: «А куда же люди будут машины ставить?». Но это другой вопрос, куда автовладельцы будут ставить свои личные машины. Тротуар существует для того, чтобы по нему люди ходили. «Вот сейчас у нас опять будет конфликт… разных групп населения», — он мне говорит.

Они сопротивляются всеми силами. И даже по мелким вопросам. По более серьезным вопросам — будут сопротивляться насмерть. И будут писать всякий бред, всякие отписки, что, дескать, невозможно ничего сделать… Вот еще одна замечательная история моей переписки…:

«СП»: — Через «Наш город»?

— Да. Периодически пишу туда по поводу одной палатки, которая торгуют сигаретами, там, где торговать ими нельзя, торгует пивом — хотя в палатках торговать пивом нельзя… ну а сейчас она совсем обнаглела — стала шаурму готовить и продавать. И какие я только не получаю ответы! Что в палатке пивом не торгуют. Что «мы подсчитали расстояние до входа в учебное заведение, сигаретами торговать можно» (хотя по закону надо считать не до входа, а до границы территорий). По поводу шаурмы было совсем смешно: я пишу, что «никаких разрешений на изготовление продуктов питание у них нет, поэтому — уберите!».

А глава управы мне отвечает, что «основная деятельность данного магазина — продажа продуктов питания». Ну и просто феерический ответ пришел из управы: «двухсотметровая ярко оранжевая палатка не обнаружена». Вот так они работают.

Это я не говорю еще о том, что у меня, можно сказать, льготные условия. Я депутат, имею специальный депутатский логин. Поэтому мои сообщения хотя бы читают модераторы. А сообщения обычных людей… Их довольно часто просто не пропускают.

И это в пределах Москвы. А если в рамках огромной страны? Что у нас светофоры в городе Урюпинске опять будет переключать лично Путин?

«СП»: — Считается, что нужна вот такая народная подсказка власти, чтобы власть в правильном направлении улучшала жизнь населения…

— А в чем тут будет народная подсказка? Вот, допустим, завели этот федеральный портал. И некий житель того же условного города Урюпинска написал, что в городе не работает светофор на пересечении улиц Березовой и Рябиновой. Они как себе представляют работу системы? Что информация пойдет в Кремль, и в Кремле будут решать, кто должен чинить светофор в городе Урюпинске?

«СП»: — Предполагается, что информация пойдет в ту структуру, которая, собственно, и должна решать проблему?

— А как она технически туда пройдет? Кто определяет, куда ее отправить? Неужели в Кремле знают, какой орган в городе Урюпинске ремонтирует светофоры? У нас безумно сложная система управления. Иногда органы между собой не могут договориться о том, кто должен контролировать процесс. Например, вопрос о том, кто должен проверять, законно ли торгуют сигаретами в той или иной палатке, у нас как мячик перекидывают друг другу префектура, ОВД, управа и кто-то там еще.

Это то, о чем мы говорим постоянно: не нужна эта централизация. Вертикаль — самый плохой способ управления. Потому что для нее нужен огромный аппарат чиновников и все равно все уходит в пыль. Нужно максимальное местное самоуправление. Нужно спускать решение вопросов на максимально низкий уровень. То есть, если вопрос ремонта светофора в городе Урюпинске может быть решен на уровне Урюпинска — его не надо передавать на федеральный уровень. Если вопрос строительства детских садов, может быть решен на уровне района (а он, очевидно, может быть решен на уровне района), он должен там и решаться.

«СП»: — Но может это просто в нашем менталитете: большая жилетка нужна — поплакать, жалобная книга — пожаловаться?

— Нам нужна не книга. Нужен результат. Чтобы работа была сделана. Несколько лет назад я гостила у своих знакомых в Америке, и там у них сломалась раковина. Я позвонила управляющему дома (дом многоквартирный), мне сказали: «Да, мы все поняли». Раковину починили через два часа, и они еще долго извинялись за то, что, с их точки зрения, мне пришлось долго ждать. У нас для того, чтобы починить эту несчастную раковину, нужно писать на какой-то федеральный портал, оттуда информация будет через кучу согласований спускаться вниз…

«СП»: — Нет. Писать просят только о проблемах, представляющих государственный интерес…

— Что такое проблемы государственной важности? Детский садик, скажем. Но проблема детского сада не должна решаться на федеральном уровне, она должна решаться на уровне города (если это маленький город). На уровне района — если крупный город. Только здесь мы упираемся в неадекватную организацию нашего бюджета. У нас большая часть доходов регионов уходит в центр. А потом регионы вынуждены клянчить.

Так не должно быть. Нормальное распределение — 50 на 50. Когда 50% доходов действительно уходит в центр — на всякого рода федеральные вопросы: суды, полицию, армию, космос, разведку-контрразведку… Ну и тому подобные вещи. 50% процентов остается на местах. И местные выборные депутаты не клянчат у Путина: «Путин, дай нам на детский сад». Не ходят с протянутой рукой, — а сами решают: «У нас не хватает детских садов. А вот здесь у нас кто-то хочет построить торговый центр. Перебьется. Мы реквизируем эту землю под строительство детского сада. И из бюджета города выделяем деньги на строительство детского сада».

А в соседнем городе все нормально с детскими садами. Они что-то другое делают.

«СП»: — То есть, идея народного контроля в интернете вас не вдохновила?

— Я понимаю идею. Уровень воровства зашкаливает. И уровень воровства уже начинает отражаться на репутации Путина. У нас люди с нашим патерналистским сознанием, похоже, все-таки перешли стадию «хороший царь — плохие бояре». И уже пришли к выводу, что если бояре настолько плохи, то, наверное, и с царем что-то не так. Царя это немножко расстраивает, и он пытается решить проблему вот таким вот неадекватный способом — давайте все будем контролировать.

То есть, это очередная армия контролирующих органов, которая в реальности не сможет сделать ничего. Во-первых, просто потому что не будет времени проконтролировать. А во-вторых, потому что она рухнет в ту же систему коррупции.

Опять же приведу пример: я пришла в один ресторан, владелец которого собирался ставить по своему желанию летнюю веранду. Стала ему объяснять: «Здесь не надо ставить веранду». Знаете, какой вопрос он мне задал? «Хорошо, а с кем решать этот вопрос?»

Он восприняли мой приход как очередное вымогательство взятки. Вот, пришла еще одна инстанция, которой нужно заплатить. И такая же будет реакция на вторую, пятую и двадцать пятую контролирующую организацию…

Досье «СП»

Скандальные примеры электронного общения граждан с представителями власти уже имеются. Достаточно вспомнить, например, как глав управ нескольких районов Москвы уличили в написании липовых благодарственных отзывов в свой адрес через портал «Наш город». Еще больше поразил всех теперь уже бывший глава управы столичного района Орехово-Борисово Леонид Богатырев. На жалобу о состоянии пешеходной дорожки, которая с начала зимы ни разу не убиралась, он ответил своеобразно — «убрал» злополучную территорию с помощью фотошопа, опубликовал фото на официальном сайте и рапортовал о выполненной задаче.

Фото ИТАР-ТАСС/ Антон Новодережкин

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня