Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
6 апреля 2009 13:50

Американский F-22 против русских Су-35 и С-400

Отстаем от США в самолетах, зато превосходим в зенитно-ракетных комплексах

57645

На днях американская компания Lockheed Martin обнародовала ряд тактико-технических характеристик единственного в мире истребителя пятого поколения — F-22A Raptor. Недавно, кстати, уже вторая машина этого класса разбилась. Это говорит, о не доработанности конструкции. Но специалисты говорят, что их в целом восхищают тактико-технические данные этого самолета. Так, крейсерская (без использования форсажных камер) скорость самолета составляет 1,78 Маха. Динамический потолок без задействования форсажа превышает 15 км. В ходе первых учений на авиабазе Elmendorf на Аляске машины достигали высоты около 22 км (вероятно, уже с использованием форсажа). Радар с АФАР разработки Northrop Grumman и Raytheon обеспечивает обнаружение целей на удалении до 210 км. Стоимость одного F-22A Raptor при серийном производстве составляет 145 млн. долл. (без учета затрат на НИОКР). Короче, американские военные хвастливо заявляют, что один F- 22 способен в воздушном бою «завалить» 10 или даже 30 новейших российских самолетов. Мол, его ракеты поражают цели на огромном расстоянии.

Впрочем, легкие фронтовые истребители коими являются Миги и Су в отличие от других типов самолетов обладают даже большей сверхманевренностью, чем их американские коллеги. Особенно это относится к истребителям с управляемым вектором тяги, и шансы такой машины в борьбе против ракет, по оценкам разных спецов как минимум 50/50.

А кроме того против самолетов пятого поколения у нас есть новейшая система С-400, способная вести огонь как новыми ракетами, так и использовать боезапас своего предшественника. ЗРК С-400 обладает боевыми возможностями, мобильностью и помехоустойчивостью последних вариантов комплекса С-300 в сочетании с большей дальностью стрельбы.

Система С-400 предназначена для поражения всех типов летательных аппаратов — самолетов, беспилотных летательных аппаратов и крылатых ракет. Важное отличие С-400 от С-300 — новые зенитные ракеты с активными головками самонаведения и повышенной дальностью стрельбы. «Триумф» способен уничтожить цель на расстоянии до 400 км и на высоте 30 км. Эти показатели позволяют рассматривать комплекс не только как оружие ПВО, но и частично — как противоракетное средство.

Комплекс С-400 «Триумф» может поражать сверхманевренную малоразмерную цель с эффективной отражающей поверхностью, которую имеет пятирублевая монета. Ему под силу справиться с воздушными целями, которые выполнены по технологии «стелс», то есть самолетами-невидимками с малым показателем эффективной отражающей поверхности.

Сравнивая возможности современных систем ПВО и самолетов, аналитики также отмечают, что российская зенитная ракетная система С-400 «Триумф», производящаяся предприятиями концерна ПВО «Алмаз-Антей» и уже принятая на вооружение Российской армии, сегодня фактически не имеет аналогов в мире. Технические возможности «Триумфа» значительно выше, чем у американского Patriot, и вдвое превосходят по боевым показателям широко известную предшественницу С-400 — систему С-300 «Фаворит», поставлявшуюся в Китай, Словакию, во Вьетнам и на Кипр.

Россия выстраивает глубоко эшелонированную систему противовоздушной обороны. Если комплексы С-300 и С-400 — дальнего радиуса действия, то они цепко взаимодействуют с комплексами малой и средней дальности. Они дополняют друг друга и одновременно страхуют, создавая непреодолимую и сплошную стену для воздушного агрессора. Зенитно-ракетные комплексы малого и среднего радиусов действия типа «Тор», «Бук», «Тунгуска» поставлялись, в частности, в Китай, Иран, Индию, Грецию, Сирию, Египет, Финляндию, Марокко.

По данным австралийского исследования, противостоять российским ПВО не способны не только американские самолеты F-15, F-16 и F/A-18, но даже перспективный многоцелевой истребитель пятого поколения F-22. А для того чтобы достичь превосходства, которое военная авиация Соединенных Штатов имела на момент окончания холодной войны, Пентагону необходимо принять на вооружение еще как минимум 400 самолетов F-22 Raptor. В ином случае американская авиация окончательно утратит свое стратегическое превосходство над российской ПВО.

Как отмечают аналитики, данное обстоятельство может сказаться и на позициях США в мире. Такие страны, как КНР, Иран и Венесуэла, будут прекрасно понимать, что американцы не пойдут на открытую военную конфронтацию, осознавая, что в результате этого авиация ВВС и ВМС США потеряет сотни боевых самолетов и пилотов. То есть вооруженные силы Соединенных Штатов рискуют получить неприемлемый ущерб.

Так что, краса и гордость ВВС США — истребитель F-22. — нашей ПВО не так уж страшен. Эта «хищная птица» тоже имеет серьезнейшие недостатки. Об одном из весьма точно сказал министр обороны США Роберт Гейтс (он, кстати, остался в нынешнем правительстве от прошлой администрации): «Мы ведем в данный момент две войны: в Ираке и в Афганистане. Ни в одной из них нет применения для F-22 — они там просто не нужны».

Никто не может сказать, против кого вообще могут быть применены эти «птички». Мириам Пембертон, эксперт по вопросам обороны вашингтонского Института политических исследований, считает: «Ни у Аль-Каиды, ни у Талибана боевых самолетов нет. Получается, что дорогие игрушки вроде F-22 определяют размеры нашего военного бюджета, становятся приоритетом, ни на йоту не улучшая нашу безопасность».

Поэтому непонятно, зачем американская армия по сей день покупает истребители F-22, спроектированные более 20 лет назад в качестве основного оружия в предполагаемой воздушной войне против СССР. И тем более он не понимает, зачем Америке обязательно нужны специально построенные под F-22 базы ВВС по всему миру.

Впрочем, Россия готовит свой воздушный ответ Америке. Это новейший Су-35, его недавно показывали в подмосковной Кубинке президенту Дмитрию Медведеву. Этот сверхсекретный самолет разработанный в АХК «Сухой», — глубоко модернизированный сверхманевренный многофункциональный истребитель. В нем использованы технологии пятого поколения, обеспечивающие превосходство над истребителями аналогичного класса. Эксперты в числе отличительных особенностей самолета называют новый комплекс авионики на основе цифровой информационно-управляющей системы, интегрирующей системы бортового оборудования, новую бортовую радиолокационную станцию с фазированной антенной решеткой с большой дальностью обнаружения воздушных целей с увеличенным числом одновременно сопровождаемых и обстреливаемых целей, новые двигатели с увеличенной тягой и изменяемым вектором тяги.

Впервые Су-35 вышел на летные испытания в феврале 2008 года. Его старт состоялся в подмосковном Жуковском на аэродроме Летно-исследовательского института им. М.М. Громова. Второй экземпляр поднялся в воздух в Комсомольске-на-Амуре в октябре того же года. За прошедший год были завершены статические испытания опытного образца в части достижения предельных режимов при подтверждении летных характеристик. На испытаниях также подтверждены характеристики устойчивости, проведена отработка комплексной системы управления, самолетных систем и навигационного оборудования.

В марте 2009 года многофункциональный истребитель Су-35 совершил сотый вылет, в ходе которого проводились завершающие испытания системы управления полетом. Все системы самолета работали в штатном режиме.

Успешный ход выполнения программы испытаний Су-35 подтверждает ранее объявленные сроки начала серийных поставок российским и зарубежным заказчикам в 2011 году.

Во втором квартале текущего года планируется подключить к летным испытаниям еще один самолет и довести количество полетов на трех истребителях до 150−160. В этом году предполагается завершить статические испытания и начать отработку режима сверхманевренности.

Поступление истребителя на вооружение российских ВВС будет способствовать укреплению обороноспособности страны, а также позволит компании «Сухой» сохранить конкурентоспособность до выхода на рынок истребителя пятого поколения. Поставки Су-35 на экспорт планируются в страны Юго-Восточной Азии, Африки, Ближнего Востока и Южной Америки.

Фото [http://www.af.mil/weekinphotos/wipgallery.asp?week=236*]

Последние новости
Цитаты
Денис Иванов

Доктор медицинских наук, профессор

Дмитрий Журавлев

Генеральный директор Института региональных проблем

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня