
В сибирском городе Сосновоборске безработными могут оказаться почти 1000 работников Енисейского фанерного комбината. Одновременно останутся без средств к существованию их семьи. Проживают в моногороде 30 тысяч человек.
Причиной возможной массовой безработицы стало требование одного из государственных банков вернуть задолженность по кредиту. Уже несколько месяцев руководство комбината не может найти общий язык с банкирами, не готовыми реструктуризировать долг и пересмотреть проценты. Вернуть займ (120 миллионов долларов) предприятие не имеет возможности из-за резко снизившегося объема продаж. Если проблема не разрешится в самое ближайшее время — комбинат станет банкротом. Для маленького городка, говорят местные специалисты, катастрофическая перспектива. Социальный взрыв, подобный случившемуся несколько лет назад в городе Пикалево Ленинградской области, неминуем.
— Население лишается работы не в таком городе, где рынок труда так или иначе в состоянии переварить подобное количество освободившихся рук. У нас других рабочих мест попросту нет, — сообщил красноярскому изданию «Сфера влияния» генеральный директор группы компаний «КрасноярскЛесоМатериалы» Андрей Карпов. - А причина снижения объема продаж заключается в том, что основная часть красноярских пиломатериалов шла на экспорт в страны Африки и Ближнего Востока. Лидером был Египет, потреблявший более 40 % продукции краевой деревопереработки. Однако в последнее время объемы поставок резко снизились. Причины — снижение цен, вызванное общей стагнацией египетского строительного сектора, и так называемая арабская весна.
Сосновоборск был основан в 1971 году как рабочий поселок в связи со строительством Красноярского завода автомобильных и тракторных прицепов и полуприцепов. Предприятие перестало функционировать в середине 1990-х годов, а населенный пункт едва не разделил печальную судьбу других умирающих российских моногородов. Однако в 2007-м было принято решение построить на месте завода прицепов крупнейший в Европе фанерный комбинат. Его ввели в эксплуатацию весной 2011 года. Это стало спасением Сосновоборска. Но, похоже, ненадолго.
Комбинат уникален: действующее на нем оборудование, произведенное в США, в три-четыре раза мощнее и экологичнее того, что имеется у большинства конкурентов не только в нашей стране. Проектная мощность — 350 тыс. куб. м наиболее востребованной на рынке большеформатной фанеры и 100 тыс. куб. м товарного шпона. Фанеру здесь изготавливают не только из традиционной березы, а из всех пород древесины, произрастающих на территории региона. Экологичность продукции и сырья подтверждена международными сертификатами.
Отчаявшиеся рабочие, с целью предотвращения социального взрыва, отправили письмо Владимиру Путину. В нем они сообщили об угрозе банкротства Енисейского фанерного комбината — градообразующего предприятия, от работы которого зависят благосостояние и даже жизни горожан. «Мы много раз видели, как вы помогали людям в различных ситуациях, а также говорили о сложной ситуации в лесной отрасли России и необходимости ее решения. На недавнем президиуме госсовета по повышению эффективности лесного комплекса речь шла и о Енисейском фанерном комбинате, как о перспективном и важном проекте в области переработки леса. Мы очень надеемся на вашу помощь. Просим вас дать указание государственным банкам обратить внимание на необходимость поддержки нашего комбината!» — попросили президента рабочие.
И все же жители моногорода опасаются: комбинат наверняка закроют. Социальный взрыв случится, поскольку другой работы здесь нет. До Красноярска от Сосновоборска — около 30 километров. Трасса очень неудобная — делает большой крюк из-за реки. К тому же — пробки. Добраться до краевого центра утром возможно не быстрее, чем за три часа. Электропоезда между этими городами не курсируют.
— Скажу откровенно: здесь паника! Комбинат нас кормил. Что будет дальше — даже подумать страшно, — рассказывает супруга одного из рабочих комбината Зоя Ковалева.
— В городе был полный кошмар после закрытия завода автоприцепов. Кто смог — уехал, остальные влачили жалкое существование. Как выжили — не знаю, — вспоминает один из работников комбината Максим Перевалов. — Мы были очень благодарны властям, которые построили комбинат. Однако теперь нас снова обрекают на голодную смерть!
А в соседней, Иркутской области, закрывается Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат. Тот самый, за полную остановку которого десятилетиями выступают экологи. В безработных превратятся 1500 человек. На прошлой неделе Дмитрий Медведев подтвердил информацию о закрытии предприятия.
— Не скрою, решение нам далось непросто, потому что это всегда баланс между интересами охраны окружающей среды и судьбами конкретных людей, которые работают на конкретном производстве. Тем не менее, это решение принято, и в настоящий момент мы готовим мероприятие, как это решение реализовать, — произнес премьер-министр.
Доктор политических наук, заведующий лабораторией математических методов политического анализа и прогнозирования факультета политологии МГУ Андрей Ахременко считает, что местные и региональные власти обязаны заранее прогнозировать возникновение проблем такого характера: «Они были осведомлены о снижении спроса, знали о том, что у фанерного комбината возникла крупная задолженность перед банком. Следовало искать другие рынки сбыта, либо начать переговоры с банком.
В критической ситуации, руководство края должно без промедления задействовать все рычаги для предотвращения закрытия завода и социальных волнений. Нужно отыскать возможности для решения проблемы с банком. Надо отметить, что население Сибири, в отличие, например, от жителей Черноземья, более склонно к активному выражению протеста. Поэтому последствия могут оказаться непредсказуемыми".
Доктор экономических наук, депутат Государственной думы Валерий Рашкин:
— Деятельность банков направлена, прежде всего, на кредитование и поддержание разных отраслей производства. Банк обязан был повременить с выставлением требования. В стране имеются различные механизмы компенсации упущенных возможностей. Задействовать эти механизмы может Центробанк: организовать процедуру перекредитования, либо вернуть банку проценты по отложенному возврату. Еще масса возможностей. Банк не вправе останавливать производство на комбинате.
«СП»: — Имеет ли возможность государство спасти Сосновоборск от нищеты?
— Разумеется. Однако высокие чиновники являются сторонниками абсолютного нерегулирования вопросов, связанных с деятельностью банков. А их необходимо регулировать, чтобы не останавливались заводы, не превращалось в безработных население.
Надеюсь, что в данную ситуацию федеральная власть вмешается. Она должна понять, чем чревато закрытие завода в этом городе.
«СП»: — Не могла ли подвести комбинат к банкротству конкуренция?
— Во всех развитых и относительно развитых государствах конкуренция — очень позитивный процесс, стимулирующий улучшение качества, уменьшение себестоимости, оперативность представления услуг. Однако в нашей стране сплошь и рядом применятся недобросовестная конкуренция, при которой одно предприятие банкротят ради увеличения прибыли другого. Началось это безобразие в 1993 году, когда Россия погрузилась в хаос. Обострилось перед дефолтом.
Факты недобросовестной конкуренции призваны выявлять и предотвращать определенные государственные институты. Однако они «заражены» коррупцией, жируют на сложившейся ситуации.
«СП»: — Красноярские эксперты прогнозируют социальный взрыв в Сосновоборске.
— В случае прекращения деятельности предприятии взрыв, разумеется, случится. И может превзойти пикалевский. Ведь для города закрытие завода станет подлинной катастрофой. Людям придется бороться за жизнь!