22 августа Россия празднует День Государственного флага. В 1991 году именно в этот день — сразу после ареста членов ГКЧП — над Белым домом был поднят не красный, а «старый-новый» триколор. В регионах тогда образовались демократические областные советы, на которых осудили ГКЧП — и мы получили совершенно иную страну.
Накануне праздника «Левада-центр» попытался выяснить, как, по мнению граждан, изменилось лицо власти с советских времен. Кроме того, аналитики сравнили полученные результаты с данными аналогичного опроса 2007 года.
Картина получилась неприглядной. По мнению 50% сограждан, нынешняя власть перестала думать о людях и преследует только собственные интересы. В 2007-м так думало практически столько же опрошенных — 48%.
Ощутимо больше стало тех, кто считает:
— власть не может справиться с проблемами в стране (43% против 39%);
— она не может сделать так, чтобы Россию уважали в мире (21% против 17%);
— ведет неумелую и неправильную внешнюю политику (12% против 9%);
Все меньше остается тех, кто верит, будто власть сумела навести порядок в стране и что она больше думает о простых людях.
Что стоит за подобными настроениями, каким должно быть лицо российской власти?
— Оценки россиян нынешней власти крайне нелицеприятны, — говорит депутат Госдумы, секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов. — Советская власть на этом фоне выглядит выигрышно по всем позициям. Это очевидно, и это — большая проблема для нынешнего режима. Если говорить о тех же выборах 8 сентября, более 60% сограждан считают, что результат голосования предрешен, и около половины убеждены, что выборы не будут честными и справедливыми. Это тоже данные «Левада-центра», и они тоже говорят о лице нынешней власти.
У компартии есть собственное представление, каким должно быть лицо власти. Чтобы продемонстрировать это, мы запустили новый проект «Народная инициатива». Собрав на специальном интернет-портале 20 тысяч голосов в поддержку какой-либо идеи, мы, коммунисты, обещаем оформить ее как законопроект и внести в Госдуму. Ограничений всего два — идеи не должны противоречить Конституции РФ и не должны идти вразрез с программой КПРФ. Уже нынешней осенью фракция КПРФ разработает и внесет в Думу законопроект о механизмах реализации народных инициатив. Это позволит гражданам, наконец, влиять на законодательный процесс — гарантом тому выступает крупнейшая оппозиционная партия, КПРФ.
Да, сегодня действует аналогичный проект «Российская общественная инициатива», но там для внесения законопроекта нужно собрать впятеро больше подписей — 100 тысяч. Но даже это не гарантирует, что инициатива реализуется «Единой Россией» в законопроект, поскольку «целесообразность» инициатив должны оценивать сначала правительственная рабочая группа, а потом экспертная группа, созданная распоряжением премьера Дмитрия Медведева. Понятно, что любые идет, неугодные власти, этот фильтр не одолеют.
«Народная инициатива» — другое дело. Коммунисты, напомню, уже собрали 128 тысяч подписей в поддержку законопроекта о реализации статьи 20 Конвенции ООН о борьбе с коррупцией, которая предусматривает уголовную ответственность чиновников за незаконное обогащение. 21 тысячу подписей — в поддержку «антимиграционной» инициативы. Речь идет о введении трудовых виз и повышении налоговой нагрузки на предпринимателей, которые используют труд мигрантов. Наконец, свыше 700 тысяч граждан подписались под вынесением вотума недоверия правительству Дмитрия Медведева. Так что у «Народной инициативы» хорошие перспективы.
«СП»: — Если говорить о лице власти, путинский режим может измениться в лучшую сторону?
— Нет. Как говорится, черного кобеля не отмыть добела…
— Мы за годы советской власти привыкли, что власть занимается, прежде всего, общественными интересами, а не своими собственными, — считает историк и публицист Андрей Паршев. — Да, люди в позднем СССР были властью реально недовольны — они считали, что к общественным нуждам советская власть глуховата. Я хорошо помню начало 1990-х: от новой власти ждали, что она будет по-настоящему народной, что в ней появятся избранные народом представители. Но чем дальше, тем больше общество крепло в убеждении, что развитие пошло в прямо противоположном направлении. Власть и не думает что-либо делать для народа — сегодня так думают очень многие.
Это мнение базируется на вполне конкретных фактах. Прежде всего, на фактах разворовывания элитой общественных, общегосударственных средств. Такое воровство стало практически нормой. Все привыкли к тому, что пущенные на грандиозные проекты средства, как правило, оседают в карманах чиновников разного уровня, и никто из них не несет за это ответственности.
Ради объективности, должен сказать, что некоторые вещи, связанные с имиджем страны, власть заботят. Но далеко не все граждане разделяют мнение, что на имидж России необходимо тратить колоссальные деньги — например, проводить Олимпиаду в Сочи-2014 и разворачивать под нее грандиозную стройку. Как ни крути, подобные мероприятия не имеют большого значения в современном мире, тогда зачем их затевать?
Как бы мы ни ругали советскую власть, она задала планку заботы о людях. Именно благодаря ей мы убеждены, что власть должна работать для народа, именно модель власти времен СССР является сегодня основанием для упреков власти нынешней.
В ответ нам говорит: а чего вы хотели? То, как ведет себя российская власть — норма для буржуазного общества. Это объяснение, увы, до сих пор удовлетворяет многих…
— Картина у «Левада-центра» приглаженная — сегодня доверие к власти катастрофически упало, — убежден депутат Госдумы первого и четвертого созывов, председатель Российского общенародного союза Сергей Бабурин. — Так случилось, прежде всего, в силу бестолковости законов, которые принимает Федеральное Собрание. Не могут граждане любить Госдуму, которая занимается нулевым промилле и борьбой с продажей алкоголя и табака, но ничего не делает для решения реальных проблем населения.
Неэффективность власти сопровождается растущим чувством апатии у огромного числа граждан нашей страны. Люди сегодня уже не верят в возможность изменить жизнь к лучшему. В результате, как показывают замеры социологов, между властью и обществом в России налицо не просто трещина, а глубокая пропасть. Это чревато самыми серьезными социальными потрясениями…
— Сравнения с советской властью сегодня выглядят странно, — отмечает политолог Федор Крашенинников. — С момента распада СССР прошло 20 лет, и все меньше людей помнит, как на самом деле все было в советские времена. Но, конечно, образ власти меняется. Не бывает власти, которая со временем нравится людям все больше и больше. Напротив, самая прекрасная власть рано или поздно граждан разочаровывает.
Если говорить о режиме Путина, в 2007 году экономика страны была на подъеме, люди жили хорошо, да еще в ожидании лучшего. Как следствие, они спокойно и позитивно относились к власти. С тех пор ситуация в экономике ухудшилась, люди многое недополучили, и во власти сильно разочаровались. Но я бы не стал ориентироваться в оценке ситуации на цифры «Левада-центра». Некоторые показатели, если верить опросу, изменились за пять лет всего на один-два процента. Это заставляет усомниться в верности результатов опроса.
Должен заметить, большинство людей лояльно относятся к любой власти, хороша она или плоха. Только если власть меняется, пассивное большинство начинает негативно относиться к прежнему режиму. По сути, вектор настроений в обществе определяется узкой прослойкой политически активных граждан. Вот мнение этих людей о власти сегодня стремительно меняется — в сторону ухудшения. Если эта прослойка станет более радикальной, ее мнение будет определяющим.