
Скандал вокруг задержания участников акции «Гринпис» в Печорском море продолжает набирать обороты. Число экологов, арестованных по делу о незаконной высадке на нефтяной платформе «Приразломная», увеличилось до восьми человек. На два месяца заключен под стражу и капитан судна Arctic Sunrise. Такое постановление принял Ленинский районный суд Мурманска, в котором завершились первые слушания об «экологической атаке» на шельфовый актив «Газпрома». Первыми активистами «Гринпис», в отношении которых была избрана мера пресечения в виде ареста на два месяца, стали фотограф-фрилансер Денис Синяков и сотрудник «Гринпис России» Роман Долгов. Всего были задержаны 30 человек. Среди них не только россияне, но и граждане Канады, Польши, Франции, Новой Зеландии. Как сообщает пресс-служба Следственного комитета, «зеленые» отказались от дачи показаний, сославшись на ст. 51 Конституции РФ, которая разрешает не свидетельствовать против себя и своих родственников.
Напомним, экологи протестовали против нефтяного освоения шельфа Арктики в Печорском море. Несмотря на мирный характер акции, в отношении ее участников было возбуждено дело по статье «пиратство». Экологам также инкриминируется посягательство на суверенитет России. Как подчеркивается в специально распространенном заявлении «Гринпис», защитники природы не ставили целью захват чужого имущества. Факт его повреждения также не зафиксирован. Юристы «Гринпис» обращают внимание, что платформа находится в исключительной экономической зоне, где допускается свободное мореплавание мирных судов, к которым и относится Arctic Sunrise. Несмотря на эти и многие другие доводы, свидетельствующие о ненасильственном характере акции, российские правоохранительные органы выдвигают тяжелые обвинения.
Штаб-квартира всемирной известной экологической организации отреагировала на случившееся заявлением исполнительного директора «Гринпис Интернэшнл» Куми Найду, который заявил: «Русские власти пытаются напугать людей, которые противостоят добыче нефти в Арктике, но это откровенное запугивание не будет иметь никакого результата. Мы исполнены решимости в вопросе охраны природы Арктики и климата в мире. Мы призываем людей в России и во всем мире поддержать наших активистов и отстоять их право на мирный протест».
Российские власти явно не испытывают желания идти на конфронтацию с международным сообществом. На уровне риторики Владимир Путин демонстрирует готовность к компромиссу. Как подчеркнул президент России, атаковавшие платформу Газпрома активисты «Гринпис», не пираты. При этом они все же «нарушили нормы международного права, приблизившись к «Приразломной». Словом, ситуация неоднозначная.
По мнению председателя комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Владимира Кашина действия активистов «Гринпис» не так безобидны, как может показаться на первый взгляд.
«СП»: — Сами экологи утверждают, что они лишь хотели защитить арктическую экосистему от возможного загрязнения.
— Сегодня в организации, подобной «Гринпис», может появиться человек, который способен нанести непоправимый ущерб экологии. Например, поднявшись на платформу, он станет решать не агитационную, а террористическую задачу. Кто может поручиться, что этого никогда не произойдет? Среди участников аналогичных акций можно встретить представителей самых разных стран, которые преследуют только им известные цели. Вот почему подобные выходки следует пресекать на корню. Если вы хотите провести акцию и привлечь внимание международной общественности, то хотя бы делайте это на расстоянии. Чтобы рядом с таким серьезным объектом никого и близко не было.
«СП»: — Вы считаете, что участники экологического движения избирательно подходят к выбору объекта для очередной атаки?
— Я почему-то не видел представителей «Гринпис» в Мексиканском заливе. Проводить акции у офиса нефтедобывающей компании и на буровой платформе — это абсолютно разные вещи. А где были эти бравые ребята, когда американцы бомбили Ирак, и надвигалась самая настоящая экологическая катастрофа? Хотя перед ними тогда открывался широкий простор для самых смелых и дерзких вылазок. Я считаю, что наш президент был вчера излишне мягок. В России люди вышли на Болотную, а теперь вынуждены сидеть за решеткой. Зато хулиганство в исполнении граждан зарубежных стран считается в норме вещей. Так что пускай посидят пару месяцев, а заигрывания ни к чему хорошему не приведут.
Совсем иной взгляд на случившееся у юриста «Гринпис России» Михаила Крейндлина. Он считает арест членов команды Arctic Sunrise необоснованной и незаконной мерой.
— В соответствии со статьей 227-й Уголовного кодекса пиратство — это нападение на судно с целью завладения чужим имуществом с применением насилия. Никаких доказательств того, что активисты «Гринпис» имели намерение завладеть чужим имуществом, на процессе предъявлено не было. Так же как и доказательств факта применения (или угрозы применения) насилия. Команда судна заранее по радио распространила оповещение о готовящейся акции. Кроме того, рядом с судном «Гринпис» стоял пограничный корабль. Он следовал за судном с того момента, как Arctic Sunrise вошел в российскую исключительную экономическую зону. Также доказано, что судно «Гринпис» находилось за трехмильной зоной безопасности. Пограничники это признали. То есть корабль не находился в непосредственной близости от платформы. Естественно, что на нем был экипаж. Никаких действий, которые могли бы представлять угрозу самой платформе, не предпринималось. К ней подошли на резиновых лодках шесть человек. Двое из них попытались закрепиться на платформе, но непосредственно на нее никто не поднимался.
«СП»: — Представители Следственного комитета утверждают, что действия активистов «Гринпис» могли привести к аварийной ситуации на платформе
— Мне очень трудно себе представить, как два человека, висящие на веревках у борта такого огромного сооружения, могли создать аварийную ситуацию. Если это так, то эту платформу нужно срочно демонтировать и эвакуировать. Получается, что она сама по себе представляет серьезную опасность. Следственный комитет опубликовал видео, которое было снято с борта самой платформы. На нем четко видно, что во время акции с подошедших с пограничного корабля лодок осуществлялась стрельба из автоматического оружия. Причем в воду.
«СП»: — Как часто активисты «Гринпис» проводят аналогичные акции и какова их география?
— Аналогичные мероприятия мы проводили против буровых платформ компании Shell в Арктике и на Аляске. А также в отношении аналогичных объектов компании Cairn Energy в Гренландии. Что касается нефтедобычи в Мексиканском заливе, то, насколько мне известно, превентивных мер мы тогда не предпринимали. Поскольку нефть в Мексиканском заливе добывают очень давно. Задолго до того, как появился «Гринпис». С другой стороны, реакция на саму аварию с нашей стороны была очень жесткой. Хотелось бы отметить, что наша компания не выступает против добычи нефти вообще. Речь идет лишь о запрещении промысла на арктическом шельфе. «Приразломная» — это первая платформа, которая здесь установлена.
«СП»: — Почему нефтедобыча в Арктике вызывает особое беспокойство экологов?
— Потому что здесь сопутствующие экологические риски особенно велики. Эта зона большую часть года покрыта льдом. Ни у одного государства нет технологий ликвидации последствий аварийного разлива нефти в ледовой обстановке. В мире нет платформ, которые функционируют в столь сложных климатических условиях. Кроме того, следует учитывать, что в Арктике очень хрупкая экосистема. В то же время это один из самых чистых регионов планеты. В силу минимального масштаба хозяйственной деятельности человека. Чтобы спасти его от антропогенного загрязнения, «Гринпис» выступает за создание арктического заповедника. Это очень важно с точки зрения сохранения биологического разнообразия на планете и климата на Земле. Вот почему освоение Арктики нефтяниками совершенно недопустимо. Причем, это касается всех стран.
Однако, по мнению генерального директора Института национальной энергетики Сергея Правосудова, правозащитная деятельность в сфере экологии зачастую используется для оказания давления на конкурентов на энергетическом рынке. Аналогичным образом западные компании оказывают давление на «Газпром».
"СП": — Каким образом организуются такие кампании?
— Экологи поднимают информационную шумиху вокруг того или иного проекта. В расчете на то, что объект их атаки пойдет на попятную и поделится долей в бизнесе с конкурентом. Как только в проект приходит западная кампания, он сразу же объявляется «экологически чистым». Очень часто такой подход срабатывает.
«СП»: — Как этому можно противостоять?
— Это достаточно проблематично сделать. Потому что любое твое действие будет встречаться в штыки. А любые попытки оправдаться будут представлены в искаженном свете. Пока ты не поделишься частью бизнеса с «правильными ребятами» тебя будут преподносить широкой аудитории чуть ли не в качестве «врага всего живого на планете». Причем, не стоит упрощать ситуацию и считать, что вся деятельность экологов-правозащитников — это «заказуха». По большей части они (в фоновом режиме) действительно честно спасают природу. Но иногда делают это не просто так, а «с интересом». Конечно, все это происходит на уровне высшего руководства такого рода организаций. Рядовые сотрудники могут и не быть в курсе. Поймать людей за руку в такой ситуации очень трудно.
Эколог, директор Общественного фонда «Гражданин» Максим Шингаркин рассказал «СП» о своей работе (с 2000 по 2003гг.) в качестве координатора антиядерного проекта «Гринпис России». Он напомнил, что эта авторитетная международная организация в свое время была создана, чтобы бороться за запрет ядерных испытаний. Депутат Госдумы считает, что именно это направление деятельности организации является приоритетным. Учитывая, что многие государства подписали и исполняют договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, эта структура уже вписала свое имя в историю цивилизации. Потому что это стало следствием деятельности «Гринпис». Чтобы помешать проведению ядерных испытаний Францией, в свое время даже был взорван корабль «Гринпис». Представителям спецслужб, наверное, трудно понять, но те, кто работает в «Гринпис», руководствуются самыми высокими и альтруистическими мотивами.
«СП»: — Что вы думаете по поводу действий российских силовиков, арестовавших двух участников последней акции «Гринпис»?
— Я не буду комментировать фактические обстоятельства их акции на платформе «Приразломная». При этом замечу, что в России, на мой взгляд, существуют более значимые экологические проблемы. Например, в ближайшие выходные я планирую отправиться на загрязненные территории в Челябинской области. Там буду заниматься вопросом переселения людей из зоны радиоактивного загрязнения. Я полагаю, что именно в таких местах должна активно проводиться антиядерная кампания «Гринпис». Хотя мои коллеги могут иметь другую точку зрения насчет приоритетов. Тем и хорош «Гринпис».
Возвращаясь к скандальной истории на шельфе, могу сказать следующее. Я не вижу в действиях экипажа судна Arctic Sunrise признаков, которые можно квалифицировать как пиратство. Под пиратством понимается захват объекта с целью наживы. «Гринпис» — это организация, одним из принципов которой является ненасилие. Конечно, для непосвященного наблюдателя действия активистов могли восприниматься как нечто, формально напоминающее пиратство. Но для меня совершенно очевидно, что они имели совсем иную цель и мотивацию. Их цель — всего лишь привлечь внимание.
Справка «СП».
В 1985 году «Гринпис» вступил в конфликт с вооруженными силами Франции на тихоокеанском атолле Моруроа. Судно организации под названием Vega отказывалось покинуть зону ядерных испытаний. Французский минный тральщик взял его на абордаж. Другое их судно, Rainbow Warrior, намеревалось также двинуться к атоллу из Новой Зеландии. После чего французские спецслужбы взорвали корабль. Тогда погиб фотограф Фернандо Перейра. Франция была вынуждена свернуть ядерные испытания к 1996 году.
В 1995 году нефтяная компания Shell Oil собиралась затопить нефтяную платформу Brent Spar в Северном море. «Гринпис» запустил масштабную рекламную кампанию, обнародовав результаты исследования о последствиях затопления. Несколько членов организации добрались до платформы и приковали себя к ней. После этого затопление нефтяных сооружений было законодательно запрещено во всем мире.
10 июня 1997 года три активиста «Гринпис» захватили надводную часть потухшего вулкана Роколл в Атлантическом океане площадью 570 квадратных метров. Здесь они основали «новое глобальное государство Вэйвлэнд» и объявили, что раздают гражданство всем желающим. Акция символизировала протест против нефтедобычи, которую вела Великобритания, и что воды мирового океана принадлежат всем.
В январе 2008 года два корабля «Гринпис» Farley Mowat и Esperanza целый месяц преследовали японское китобойное судно Nishin Maru у берегов Антарктики. Активисты забросили на разделочную площадку несколько емкостей с бутировой кислотой. Это безвредное, но отвратительное по запаху вещество сорвало работу команды. После чего корабли «Гринпис» разогнали стаю китов, которую планировали пустить на мясо японцы.
2 апреля 2010 стало известно, что 15 активистов Greenpeace International в порту Роттердама, Нидерланды, приковали себя к швартовым канатам судна NYK ORION, перевозившего контейнеры с китовым мясом из Исландии в Японию.
31 августа 2010 «экодесант» высадился на буровую платформу компании Cairn Energy. Благодаря этой акции активисты движения на двое суток приостановили геологоразведочные работы в море Баффина у берегов Гренландии.
21 сентября 2010 активисты «Гринпис» высадились на буровое судно компании Chevron у Шетландских островов, чтобы предотвратить добычу нефти в регионе.
В мае 2011 «Гринпис» блокировал работу британской компании Cairn Energy. Протест был связан с глубоководным разведочным бурением в Арктике, которое проводила британская компания. Участники акции уселись в спасательную капсулу, которую они подвесили прямо над буром на одной из арктических нефтяных платформ Cairn Energy. Работа бурильщиков была заблокирована на 48 часов.
10 октября 2012 года более 70 активистов «Гринпис» проникли на шведские атомные электростанции «Рингхалс» и «Форсмарк», чтобы продемонстрировать уязвимость этих опасных объектов. Целью акции было добиться закрытия обеих станций, на которых насчитывается семь реакторов. 59 участников были задержаны полицией.
15 июля этого года участники «Гринпис» проникли на территорию АЭС «Трикастен». Призвав закрыть ядерный объект, они спроецировали на одну из стен световую «трещину», под которой красовалась надпись «Трикастен — ядерный инцидент». Также был вывешен транспарант «Франсуа Олланд — президент катастроф».
Фото EPA/ИТАР-ТАСС