Выставка «Три дня в октябре» в историко-мемориальном музее «Пресня», посвящённая 20-летию трагических событий сентября-октября 1993 года, по указанию сверху досрочно закрывается. В знак протеста директор «Пресни» Илья Безруков и сокуратор выставки Илья Будрайтскис подали в отставку.
Трагедия октября 93-го года до сих пор остаётся незаживающей раной в сердцах не только тех тысяч людей, кто защищал в те годы не просто Верховный Совет, а сами принципы Свободы и Демократии. Сотни тысяч, миллионы людей переживали варварский расстрел в Останкино, здания российского парламента и его защитников как гибель надежды на справедливое устройство общества.
Выставка в столичном музее «Пресня», открывшаяся 4 октября, состоит как бы из двух частей — документы 1993 года и произведения нынешних молодых художников на эту тему. Среди документов — и воззвания местных советов, и указы несостоявшегося «параллельного правительства», и большая коллекция листовок, представляющая позицию самых разных сил. Впервые представлена, например, остроумная пародия на антисоциальные ельцинские указы. Много народного творчества, самодельных рисунков и текстов…
Будрайтскис в беседе с корреспондентом «СП» рассказал о значении выставки:
— Сегодня музеи истории стремительно теряют всякое подобие качества публичного пространства, и проекты, находящиеся на острие политических дебатов, способны это социальное измерение в музеи вернуть. Наша выставка пытается оживить, актуализировать для людей события 93-го года. Если мы хотим понять, почему насилие и авторитарные черты власти стали имманентны существующему режиму, мы неизбежно должны вернуться к истории 1993-го. Она принципиальна для генеалогии сегодняшнего социального и политического порядка.
«СП»: — Как Вы лично оцениваете суть того конфликта?
— Вся ельцинская вертикаль власти наследовала партийному аппарату: несмотря на роспуск КПСС в августе 1991 года, абсолютное большинство работников её аппарата были трудоустроены в новые исполнительные структуры. Гайдар и его окружение противопоставляли себя любому виду политики, опирающейся на поддержку снизу. Они представляли себя как технократов, которые действуют вопреки большинству, и политическое прикрытие их деятельности было задачей Ельцина. Антидемократический элемент был изначально заложен в структуру постсоветского государства. Рыночные реформы проводились жёсткими, авторитарными методами.
«СП»: — А противоположная сторона, то есть защитники парламента?
— Там были и демократы, не согласные с бряцаньем авторитарной риторикой со стороны Кремля, и националисты-антикоммунисты, и сторонники советского опыта в самых разных вариациях. Наконец, было огромное количество людей, которые вообще не знали своих политических взглядов, но ощущали боль от потери собственной страны. Их бунт был бунтом отчаяния. Сегодня мы живем в ситуации победившей катастрофы, которую эти люди пытались остановить. Это не значит, что их участь была предопределена — ведь альтернатива существует всегда, пока существуют люди, которые в нёе верят.
Выставка в музее «Пресня» должна была закрыться лишь 30 ноября. Однако сразу же после её открытия неожиданно сверху, от Государственного музея современной истории России (ГЦМСИР), поступила настоятельная рекомендация закрыть выставку досрочно, уже к 20 октября. По словам Будрайтскиса, «можно вполне говорить о цензуре, которая исходит от администрации ГЦМСИР. Здесь смешались и политические опасения, и опасения в отношении к современному искусству и, конечно, несогласие с активной стратегией развития музея».
В знак протеста против этого решения и Будрайтскис, и Безруков уволились из музея «Пресня». А на днях было принято заявление под красноречивым названием «Кто хочет, чтоб музеи замолчали?». В этом документе, которое подписали Будрайтскис и другой сокуратор выставки Павел Гришин, художники Владимир Потапов, Андрей Блажнов, Валентин Ткач, Михаил Мост, Александр Повзнер, говорится:
— Выставка, посвященная событиям октября 1993 года, представляет попытку переосмыслить момент, заложивший основы существующего сегодня в России политического порядка. Переживая снова и снова эту до конца так и непроговоренную травму нашей новейшей истории, мы начинаем понимать её принципиальную связь с бесконечным множеством противоречий современного российского общества. 1993 год упорно не хочет становиться «уже историей», бесстрастно вписанной в школьные учебники и упакованной в сухую последовательность фактов, принадлежащих прошлому. Поэтому наша выставка «Три дня в октябре» важна не только своей формой, основанной на диалоге документов и художественных произведений, но и местом — музеем новейшей истории. Музеем, само содержание которого делает его не только фоном дидактических экскурсий, но и значимым публичным пространством, в котором наши сограждане могут открыто и честно вести разговор об исторических поворотах, продолжающих определять настоящее положение вещей… Решение о досрочном закрытии выставки не было никак внятно аргументировано его авторами. Есть все основания полагать, что за ним скрывается интуитивный страх перед «острыми темами», подсознательное желание во что бы то ни стало избавить музей от какой-либо жизни, выводящей его из привычного полусонного состояния периферии общественного внимания. Мы убеждены — у бюрократической стратегии консервации музеев, подобных «Пресне», нет будущего. Её продолжение неизбежно приведет к гибели музея как института, невостребованного обществом. Мы призываем всех, кто согласен с нами, или наоборот, хотел бы поспорить — посетить выставку «Три дня в октябре» в музее «Пресня» в, по-видимому, последние дни её существования. Мы требуем от руководства ГЦМСИР либо отменить своё необоснованное решение о досрочном закрытии выставки, либо дать внятное и недвусмысленное объяснение причин, по которым она должна быть так стремительно демонтирована.