Две недели назад президент РФ Владимир Путин в связи с растущим туристическим потоком в Тобольск дал указание правительству рассмотреть вопрос о строительстве нового аэропорта в городе. Однако забыл, видимо, спросить: а кому Тобольск обязан тем, что остался практически без авиационного сообщения? Ведь вполне приличный аэропорт в советские годы здесь был и напряженно работал. Но заброшен, разворован и нынче способен принимать только вертолеты.
Впрочем, если браться за дело всерьез, говорить, увы, придется не только о Тобольске.
Для начала, как говорится, «картина маслом»: по данным Росавиации, за последние годы прекратили существование 1000 российских аэропортов из 1300, построенных еще в советские годы. Под «нож» пошли в большинстве те из них, что были возведены в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.
А теперь детали. Мой давний добрый друг, сибиряк, бывший командир Ан-26 Иркутского авиаотряда Валерий Хайрюзов, отлетавший 15 тысяч часов, сокрушается:
— Знаешь, я ведь за свои 30 с лишним летных лет стал своим практически на всех аэродромах местных воздушных линий. Люди там везде со мной здоровались. А недавно довелось побывать на аэродроме Жигалово. Не поверишь — плакал. Взлетная полоса заросла чертополохом. А я ведь сколько раз там садился и оттуда взлетал! Раскурочены полосы в Усть-Уде, в Бодайбо, Ербогачене, Усть-Илимске. Во многих аэропортах Якутии, Красноярского края…
Усть-Илимск особенно жалко. Там полоса раньше принимала даже тяжелые Ил-62, Ил-76, Ту-154. Местные жители могли летать в десятки городов страны. Вплоть до Анапы. А теперь взлетная полоса сокращена до тысячи метров и практически бездействует!
Люди к этой «новой жизни» привыкнуть не могут. На острове Ольхон посреди Байкала живет Владимир Прокопьев. Человек, которого знаю, кажется, тысячу лет. Так он все эти годы в одиночку поддерживает заброшенный местный аэродром в рабочем состоянии.
Почему, зачем? Объяснить так и не может — ведь сюда уже давно не летают самолеты, да и денег за труд он не получает. Но там живет, огород у него, сад, живность развел. Каждое утро встает, чтобы подготовить полосу для посадки и передать по радиостанции о состоянии летной годности аэропорта. Так же, как тот пенсионер-авиатор Сергей Сотников из Ижмы, о котором благодаря телевидению в сентябре 2010 года узнала вся Россия.
Напомним читателям, что 7 сентября 2010 года у самолёта Ту-154, выполнявшего рейс № 516 Мирный — Москва, на высоте десять с половиной тысяч метров отказали важнейшие бортовые системы: сначала автопилот, потом системы навигации, затем радиосвязь. Следом вышли из строя насосы, подающие топливо. Экипаж вручную произвёл вынужденную посадку на заброшенную взлётно-посадочную полосу, которую пилоты разглядели с высоты 3000 метров. Как выяснилось, ту самую, которую по собственной инициативе в одиночку обслуживал местный «робинзон» — Сотников.
Как же они потом благодарили Сергея Сотникова за то, что его стараниями на полосе не оказалось ни одного деревца! А жители отпаивали счастливых пассажиров коньяком. Кстати, указом президента весь экипаж получил высокие правительственные награды, а пилоты Евгений Новоселов и Андрей Ламанов — звезды Героев России. Сотников остался без наград,
Как выяснилось, не нужны такие энтузиасты сегодняшним «эффективным менеджерам», готовым любой еще работающий аэродром превратить исключительно в источник получения «бабла». Вот и Сотников не выдержал борьбы с ними. Недавно объявил, что больше не в состоянии обслуживать заброшенную взлетно-посадочную полосу. Теперь случись что над здешней бескрайней тайгой — садиться некуда.
Его «коллега» Владимир Прокопьев на Ольхоне пока надежду не оставил. Но не выдержит он — в случае чего нельзя будет приземлиться и на этом острове.
— Я тебе, — продолжает размышлять Хайрюзов, — скажу так: работали бы в зоне затопления местные аэропорты, скажем, в том же Комсомольске-на — Амуре, как раньше, многих бы бед люди избежали…"
Из досье «СП»
В ноябре 2010 года в ответ на запрос губернатора Хабаровского края на предмет использования аэропорта Хурба (Комсомольск-на Амуре) для полетов гражданских самолетов бывший министр обороны Сердюков распорядился так: «…Изменение статуса аэродрома, в том числе передача аэродрома в ведение других федеральных органов исполнительной власти РФ не планируется. В этой связи включение аэродрома Хурба в перечень совместного базирования Российской Федерации в качестве гражданского аэродрома не представляется возможным»…
Так город остался без воздушной связи с «Большой землей». Робкие попытки авиакомпании «Владивосток Авиа» все же наладить отсюда рейсы на Москву на Ту-204−300, были в корне пресечены, после того, как компанию в конце 2011 года купил «Аэрофлот». Руководство главного российского авиаперевозчика вынесло приговор: полеты в Комсомольск-на-Амуре убыточные, и крупный дальневосточный промышленный центр снова остался без прямого воздушного сообщения со столицей.