Находкинский городской суд во вторник, 21 апреля, приговорил капитана утопленного дальневосточными пограничниками сухогруза «Нью Стар», гражданина Индонезии Назвира Ади, к трем месяцам лишения свободы, признав его виновным в незаконном пересечении государственной границы России.
Иностранец был взят под стражу в зале суда.
Это довольно гуманное решение, прокомментировал решение суда вице-президент международной федерации ассоциаций капитанов (МЕФАК) Петр Осичанский. В интервью корреспонденту РИА Новости он заявил:
— Конечно, я считаю вынесенный приговор мягким. Капитана наказали за факт нарушения границы, но не за последствия, когда в результате обстрела погибли восемь моряков и судно, — сказал Осичанский.
Напомним, 17 февраля, Дальневосточная транспортная прокуратура начала проверку по факту аварии на сухогрузе «Нью Стар» (флаг Сьерра-Леоне) и гибели восьми моряков. Предстояло выяснить законность действий, во-первых, службы капитанов порта Находка, во-вторых, наличие документального оформления «Нью Стар», а, в третьих, законность действий экипажей судов погранслужб «Приморье», «Маньчжур» и Владивостокского спасательно-координационного центра при осуществлении спасательной операции.
Канва событий развивалась следующим образом. 15 февраля был получен сигнал бедствия от находящегося в открытом море судна «Нью Стар», которое 12 февраля вышло из порта Находка. На борту находилось 16 человек, из которых шесть — граждане Индонезии, 10 — Китая.
По официальным сообщениям спасательная операция проводилась двумя пограничными судами «Приморье» и «Маньчжур», а также судном «Лазурит». Удалось поднять с одного плота восемь человек, в том числе и капитана судна. Спасти остальных членов экипажа из-за крайне неблагоприятных погодных условий на море не удалось.
Поиск тел погибших моряков не увенчался успехом.
Когда сухогруз затонул, из сообщений информагентств, между тем, совершенно было непонятно — что случилось с иностранным судном?
Версии высказывались разные. Например, «КоммерсантЪ» писал, что в условиях штормовой погоды корабль получил сильный крен, и экипаж эвакуировался на спасательные плоты.
По утверждению же пограничного управления ФСБ РФ по Приморскому краю, накануне «Нью Стар» несанкционированно покинул порт Находка, незаконно пересек госграницу, и пограничники конвоировали его обратно в Находку для разбирательства…
На самом же деле, по данным источника «СП» во Владивостоке, и наше издание первым об этом написало, пограничный корабль «Приморье» выпустил в сухогруз «Нью Стар», водоизмещением 70 тысяч тонн, более 500 фугасно-осколочных снарядов.
Но эти подробности официальные органы несколько дней скрывали.
По данным источника «СП», нарушителя стал преследовать российский пограничный корабль «Приморье». В течение длительного времени судовладелец вел переговоры на английском языке с капитаном сухогруза и давал указания не останавливаться и не пускать российских пограничников на борт (в материалах расследования имеется распечатки этих переговоров). В конце концов «Приморье» открыло огонь.
Данные расследования подтвердили слова источника «СП» — пограничный корабль выпустил более пяти сотен фугасно-осколочных снарядов, которые вдребезги разнесли надстроечную часть «Нью Стара». В итоге, сухогруз лег в дрейф, а потом под конвоем отправился в обратный путь в Находку в условиях шестибального шторма. От полученных пробоин «Нью Стар» стал тонуть. Почти сутки пограничники хладнокровно наблюдали, как судно медленно тонет на ходу, но на призыв о помощи иностранцев не реагировали. Тогда капитан «Нью Стар» принял решение высадить экипаж на плоты.
Как сообщили в пресс-группе Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю, моряки, одетые в спортивные костюмы, легкие болоньевые куртки и спасательные нагрудники спустились на два спасательных плота. Причем, один из них не был оборудован верхним тентом, чего требует Конвенция ООН по спасению на море, он сразу же наполнился ледяной водой, и люди, оказавшиеся на нем погибли от переохлаждения и утонули.
Со второго плота на борт пограничного корабля подняли восемь человек (индонезийцы и китайцы) вместе с капитаном сухогруза.
Как позже выяснилось, причиной погони за «Нью Стар» и его уничтожения стала информация о контрабанде и то, что судно без разрешения властей снялось с якоря в порту Находки. За беглецами устремились силы береговой охраны.
У капитана, 60-летнего гражданина Индонезии Назвира Ади, российские врачи обнаружили сахарный диабет. Об этом сообщил главный врач находкинской больницы Валерий Комов.
Сухогруз «Нью Стар» был зарегистрирован под флагом Сьерра-Леоне, его судовладельцем являлась гонконгская кампании «Джи Рун Лани Шипинг Компани ЛТД».
— Во время первой встречи с капитаном теплохода я получил от него пакет документов. Беседы с ним и спасенными членами экипажа убедили меня в том, что Назвир Ади находился под сильнейшим давлением судовладельца. Более того, на борту был родственник судовладельца, боцман, гражданин КНР Ма Бин. Судовладелец по радиосвязи, а боцман воочию оказывали на капитана сильнейшее давление, заставляя его самовольно покинуть порт и скрыться. Судовладелец, утверждает капитан, отдал такую команду, опасаясь судебного разбирательства в порту, поскольку часть риса, доставленного из Гонконга в Находку, оказалась подмоченной морской водой, — сказал Осичанский.
По его словам, несмотря на свой 20-летний капитанский опыт, Назвир Ади не смог противостоять такому давлению, которое, по словам и капитана, и спасенных членов экипажа, граничило с физическим насилием.
Владивосток
Фото [*]