
Правительство Ирландия продемонстрировало миру, как следует бороться с мировым финансовым кризисом. Бороться именно личным примером. Премьер-министр страны Брайан Коуэн в полночь 22 апреля отправил в отставку всех 20 государственных министров — высших должностных лиц, подотчетных министрам правительства. Уволены эти два десятка деятелей из соображений экономии бюджета.
Впрочем, эта мера не говорит, что Ирландия в конечном итоге останется вообще без госминистров. Уже наутро премьер Брайан Коуэн начал вызывать отставников к себе в кабинет по одному для личных переговоров. Таким образом, он должен определиться: с кем расстанется насовсем, а кого вернет на высокий пост. Главная цель всего происходящего — сократить общее количество портфелей госминистров. По озвученным планам — с 20 нынешних до 15-ти. По расчетам, этот шаг позволит сократить расходы налогоплательщиков на 2,5 миллиона евро за год.
Хотя есть предпосылки к тому, что сокращение может оказаться еще более радикальным. Госминистров в итоге останется не 15, а только — 12. Но этот еще более революционный шаг предстоит утрясти исполнительной власти Ирландии с законодателями. «План минус 5» понравился далеко не всем партийным деятелям страны. Следующее радикальное сокращение может натолкнуться уже на открытое противодействие.
А вот настроения в обществе наоборот решительность мистера Коуэна только приветствует. Ирландия действительно тяжелее многих прочих стран еврозоны переживает развитие мирового финансового кризиса. Агентство Standard & Poor’s 30 марта понизило рейтинг Ирландию до уровня AA+. Агентство Fitch не замедлило последовать примеру и отправило страну туда же, да еще и с негативными прогнозами на будущее. АА+ - для многих стран является недостижимой мечтой, но применительно к Ирландии — это стало крайне неприятной новостью.
Партнеры страны по еврозоне уже некоторое время выражают активное беспокойство по поводу тяжелейшей рецессии, в которую перешла страна. На лицо безостановочно растущий дефицит бюджета. Министр финансов Ирландии Брайан Ленихан с одобрения кабинета был вынужден пойти на крайне непопулярные у населения меры, чтобы хоть как-то справиться с проблемой катастрофического превышения расходов казны над доходами. От его решений, как пишут в самой Ирландии, «веет 30-ми годами — ветрами Великой Депрессии». Так было резко сокращены пособия для детей и безработных. Заморожены все инвестиционные проекты по строительству автомагистралей и железных дорог. И наоборот — повышаются налоги. В частности, налог на пенсию будет повышен до 2%.
Неудивительно, что решение увольнять министров, было принято «на ура» и работающими, и безработными, и пенсионерами, и даже аполитичными домохозяйками. Более того, люди начали активно делать ставки, кто именно лишится руководящего кресла насовсем — попадет в пресловутые «минус Пять». «Фаворит» в этом рейтинге — госминистр здравоохранения Мэйри Хоктор, которая некоторое время назад была буквально освистана пенсионерами в связи с проведенной реформой по замене автоматических медицинских карт. Второй на вылет называют другого госминистра — Мэри Уоллес. Однако в Ирландии, где высоко ценят гендерный баланс, считают, что одних только дам лишать портфелей нельзя и придется тогда «искать новую юбку» для компенсации.
Не менее занимательным для общества стал и вопрос об отступных для попадающих под сокращение министров. По существующей практике, пять попадающих под сокращение деятелей должны будут получить компенсацию до 53 тысяч евро за потерю своих министерских постов. То есть в общей сложности — более 250 тысяч евро.
По действующему в Ирландии законодательству, при понижении в должности министру выплачивается 75% его оклада в течение ближайших 6 месяцев — это примерно 20 тысяч евро. Весь следующий год на его счет продолжает поступать уже 50% министерского оклада — в общей сложности набегает 20 тысяч евро. А затем еще полгода ему выплачивается 25% оклада — в сумме 6 750 евро. И это помимо тех зарплат, которые он будет получать на новой службе.
Неудивительно, что общество требует: сокращать — так сокращать. И, несмотря на трепетное отношение к социальным гарантиям, все настойчивее звучат предложения пересмотреть в период кризиса «тариф на увольнение» хотя бы по отношении к членам правительства. Тем более, что бюрократы в Ирландии получают весьма и весьма неплохо по европейским меркам.
Так премьер-министр страны Брайан Коуэн является самым высокооплачиваемым главой государства в Европе. Его годовой оклад составляет 257 тысяч евро. Для сравнения, следующий в рейтинге — француз Николя Саркози с 240 тыс. евро. № 3 — Ангела Меркель, которой Германия платит 228 тыс. евро. Четвертый — Гордон Браун. Премьеру всей Великобритании, частью которой является Ирландия, платят лишь 187 тысяч евро. Из мировых лидеров больше Брайана Коуэна получает лишь Барак Обама. Его оклад в евро — примерно 292 тысячи. Кстати, у Дмитрия Медведева годовая зарплата — жалкие 67 тысяч евро.
ВОПРОС ДНЯ
Стоит ли премьеру Владимиру Путину присмотреться к опыту коллеги, и последовать ирландскому примеру, сократив своих министров?
Владимир Прибыловский, политолог, президент информационно-исследовательского центра «Панорама»:
— Половину, а, может быть, и больше наших чиновников нужно уволить. И платить им зарплату в двойном-тройном размере за то, чтобы они ничего не делали. Потому что так будет дешевле. Все беды у нас — от деятельности чиновников. Думаю, если сократить наш чиновничий аппарат, это будет только на пользу.
Магомед Толбоев, летчик-испытатель, Герой Российской Федерации:
— Наверное, разгонять самих министров не стоит. А вот их аппарат — с большим удовольствием. Процентов на 30−40 сократить — не будет ни малейшего ущерба. Сам сталкиваюсь с тамошними деятелями. Нет ни одного ответственного человека. Нужно бумажку какую-нибудь подписать — так начинают гонять туда-сюда, со стола на стол перекладывать. В итоге, ты ходишь по ним неделями, но так ничего добиться и не можешь. Хуже, чем при ЦК КПСС. А главное их со времен СССР — стало только больше. Так что будут сокращать — обеими руками поддержку.
Станислав Белковский, политолог, президент Института Национальной Стратегии:
— В условиях современной России это не столько вопрос экономии, сколько ответственности. Ответственность за построение экономики у нас несет федеральное правительство. Однако вся его деятельность, и публичная активность его членов, особенно председателя Владимира Путина, показывает, что за результаты они не отвечают. Отчет Владимира Путина в Госдуме, и последующие выступления его в регионах, говорят о том, что он собирается бороться с кризисом исключительно манипуляциями с цифрами, не принимая никаких решений, направленных на устранение причин кризиса и на смену модели экономики. Другие министры соревнуются между собой, кто скажет меньше правды о кризисе, и тем самым уменьшит свою ответственность за негативные результаты в российской экономике и социальной сфере. Исключением является министр финансов Алексей Кудрин, который режет правду-матку. Однако в его словах никак не читается желание признать, что нынешнее состояние российской экономики — результат многолетней деятельности этого правительства, и Алексея Кудрина, как его финансово-экономического идеолога в том числе.
Поэтому я думаю, что в отличие от Ирландии, где уволены фактически не политические фигуры, а чистые бюрократы, в России должно быть принято политическое решение об отставке правительства и формирование нового во всех смыслах этого слова кабинета министров: ответственного перед обществом, парламентом и самим собой за результаты своей работы.
Андрей Щербина, председатель Ассоциации профсоюзных организаций студентов ВУЗов Москвы:
— Пока для нас это слишком радикальная мера. Россия еще не докатилась до такого состояния, в котором оказалась Ирландия. У нас еще есть бюджет и есть некоторые резервы — закрома Родины. Так что на зарплаты министрам денег некоторое время хватит. А вот, как будет потом, зависит в том числе и от их собственной работы.
Александр Рар, политолог-международник, Директор Центра Россия-Евразия Совета по внешней политике ФРГ:
— Думаю, в такой большой стране, как Россия, где Путин ввел достаточно консервативное правление в правительстве, когда министров почти не выгоняют, а только меняют в начале нового президентского срока, такая акция могла бы дестабилизировать политический ландшафт. Я не знаю, что на самом деле происходит в Ирландии. По-моему, там царит полная паника. Эта страна жила на дотации Европейского Союза, там люди богатели и богатели, два года назад там вообще не было безработицы. Сейчас в Ирландии полный крах. Там уже бояться, что экономический кризис перерастает в политический, и нужно такими популистскими методами показывать народу, что есть виновные, которых будут наказывать. Но я не думаю, что это приведет к улучшению ситуации.