Ввести «комендантский час» для несовершеннолетних предлагают петербургские парламентарии. Проект соответствующего закона, подготовленного депутатами из фракции «Единая Россия», был принят на этой неделе в первом чтении. И вызвал неоднозначную реакцию в городе.
Что конкретно предусмотрено в законопроекте? Запрет для тех, кому «до 16», на посещение парков, стадионов, кафе, ночных клубов, саун и других «публично-увеселительных» заведений с 22.00 до 06.00 часов. А тем, кому не исполнилось 18-ти, с 23 до 6 утра. Запрещаются на то же время для тех и других и уличные прогулки — если рядом нет родителей или кого другого из числа взрослых родственников. Независимо от времени суток предполагается запретить детям и подросткам «магазины с продукцией сексуального характера» и «заведения общепита, ориентированные на торговлю алкоголем» — бары, пивные рестораны, рюмочные
В «Пояснительной записке» к данному документу, инициаторы (член постоянной комиссии по социальной политике и здравоохранению Е. Киселева и небезызвестный Виталий Милонов) ссылаются на Федеральный закон № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Тот был принят в июне 1998 года. И предполагает, что «в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию» региональной властью могут устанавливаться разные профилактические меры. Одной из таких мер Киселева с Милоновым считают «комендантский час».
Нельзя сказать, что заседание питерского Заксобрания, на котором рассматривался данный законопроект, было бурным. Но без дебатов не обошлось. Далеко не все народные избранники одобрили данное предложение. Скажем, Борис Вишневский из фракции «Яблоко» назвал предложение о введении «комендантского часа» «полной чушью» и выступил категорически против его введения.
— Есть как минимум три важные причины, чтобы не принимать этот закон, — сказал «СП» Борис Лазаревич. — Во-первых, невозможность его исполнения. Кто и как будет отслеживать перемещение подростков в нашем пятимиллионном мегаполисе? Это же какую армию полицейских нужно для этого иметь!.. Во-вторых, в нем совершенно очевидно выражено недоверие к родителям. Предполагается что все они, петербургские мамы и папы, неспособны сами позаботиться о своих детях. В-третьих, есть ситуации, когда очень трудно отслеживать перемещение своего ребенка, а порой просто и не нужно этого делать. Скажем, у меня старшему сыну сейчас 17 лет, он первокурсник престижного вуза, занимается спортом, встречается с девушкой. С нового года хочет ещё устроиться на работу. И что, мне сопровождать его?..
Не только Борис Вишневский, но и многие его коллеги по ЗакСу отнеслись к законопроекту критично. Тем не менее, большинством голосов (28 депутатов из 50) поддержали его. Высказав лишь пожелание «уточнить некоторые формулировки» и «доработать в целом».
Ещё один питерский депутат Евгений Марченко тут же озвучил свою, как он признался, «давно выстраданную идею» — повысить планку совершеннолетия до 21 года, как это имеет место быть в США. «Вспомним Америку, — апеллировал Евгений Евгеньевич к коллегам, - суровое наказание ждет там за выпивку тех, кому не исполнилось ещё 21 года. Вспомним ситуацию, когда дочка Буша отрывалась в клубе, и ее наказали, не помог даже папа-президент. Может, и нам так же?».
Но это предложение даже не обсуждалось. Во всяком случае, пока. Разобраться бы с «часом X»!
Петербуржцы отнеслись к нему весьма скептически. Считая «не демократичным, а скорее полицейским» и «поспешным». Как сказала корреспонденту «СП» директор лицея № 384 Софья Голод «вопрос этот очень тонкий».
— Я понимаю озабоченность депутатов, — говорит Софья Степановна, — спокойной, безопасной нашу нынешнюю жизнь назвать никак нельзя. И, конечно, все мы, взрослые, волнуемся за детей. Но сразу возникает вопрос: а на кого ляжет обязанность отслеживать перемещения подростков после 22 часов? Какие меры при этом будут приниматься к ним самим, к и их родителям — штраф? А если у семьи нет возможности его заплатить? Или, наоборот, денег столько, что «плати — не хочу», лишь бы наследник не мешал?..
«СП»: — Мне кажется, что разрабатывая и принимая пока в первом чтении данный документ, народные избранники думали в первую очередь о тех подростках, которых принято называть безнадзорными. До которых в силу разных причин нет дела родителям, оттого, собственно, эти дети, и болтаются по улицам допоздна, предоставленные сами себе.
— Согласна. Именно поэтому штрафы тут совершенно бесполезны. Нужны какие-то иные меры воздействия, в первую очередь, на взрослых. А бывает, что подростки выходят поздно из дому, чтобы выгулять свою собаку — мама с папой по недоумию своему ничего лучше не придумали, как поручить выгул малолетним сыну или дочке. С ними-то как быть? Вот сколько нерешенных вопросов набралось «навскидку». Есть и другие. Разве можно принимать документ, когда он в таком «сыром» виде?..
«СП»: — Ваш лицей слывет одним из лучших в городе. Среди родителей ваших учащихся есть, скажем так, не слишком внимательные к своим детям мамы-папы? Как «боретесь» с такими?
— Не скажу, что много, но есть. Одна мама, помню, регулярно «забывала» забрать с уроков и проводить домой своего сына-первоклашку, а жили они не близко от школы… Что делаем в подобных случаях? Беседуем, объясняем. Просим классного руководителя жестче контролировать. Не вызывать же, в самом деле, полицию!..
Свой взгляд «на заданную тему» у научного сотрудника Петербургского Социологического института РАН РФ, кандидата наук Константина Девисенко.
— Не так давно я проводил исследование среди старших школьников города, — поделился своими данными Константин Сергеевич. — Интересовало, в частности, их восприятие действительности, и как представляют собственное будущее. Участвовали в опросе девушки и ребята восьми школ. В целом итоги позитивные: свою взрослую жизнь участники опроса видят положительной. Лишь процентов двадцать из них высказались на этот счет скептически. Но именно от них этого и следовало ожидать — сыграл свою роль неблагоприятный «семейный фактор». То есть, какие законы с какими бы то ни было запретами не принимай, а основа основ всему — семья, родители. С этого надо начинать. Если в собственном доме всё нормально, то не будут дети праздно ходить по улицам, тем более в темное время суток; не станут рваться в бары, ночные клубы, секс-шопы.
«СП»: — А криминальная составляющая нашей текущей жизни учитывалась в вашем исследовании? Как-то сказывается она на отношении подростков и молодежи к окружающим их людям, к своему времяпрепровождению?
— Безусловно, сказывается, я это тоже исследовал. Но на первом месте из тех проблем, что «напрягают» нашу молодежь, экологическая. Затем — возможные невостребованность в профессии и неадекватно низкий заработок. Лишь потом — непростая криминогенная ситуация в городе.
«СП»: — Вы слышали о законопроекте депутатов Законодательного собрания Петербурга, касающемся «комендантского часа» (хотя само это словосочетание они не употребляют)?
— Не только слышал, но и имел возможность с ним ознакомиться. Правда, пока только в общих чертах. Мне показалось, что в нем много противоречий. Нужно ещё поработать, чтобы привести его в соответствие и с другими нашими законами, и с повседневной жизнью.
Ещё одно мнение — депутата ЗакСа от партии КПРФ Алексея Воронцова.
— Предложение о принятии закона, ограничивающего «время прогулок» для несовершеннолетних, я не поддержал, при голосовании воздержался, — сказал вашему корреспонденту Алексей Васильевич. — Слишком много появилось и появляется у нас в последнее время «запретительных» законов. Достаточно вспомнить тот, что ограничивает в Петербурге места для проведения митингов. Чтобы свободно высказать наболевшие проблемы людям скоро негде будет собраться!.. Та мера, которую предлагают единоросы в отношении подростков, на мой взгляд, не корректная и в какой-то степени принудительная. А, значит, не демократическая.
«СП»: — Помнится, вы говорили в свое время о введении обязательной психологической поддержке населения. Был, кажется, даже разработан соответствующий законопроект…
— Он не был, он есть — прошел все необходимые согласования, сейчас лежит на столе у губернатора, ждет последней подписи — Георгия Полтавченко. Я недавно встречался с ним, губернатор уверил меня, что «вот-вот подпишет» его. Пора бы уже, больше года прошло, как ЗакС его утвердил.
Что мы с коллегами по КПРФ предлагаем? Отрыть бесплатную психологическую помощь для всех слоев населения — что называется, и малых, и старых. Обратить внимание специалистов, прежде всего, на семейные конфликты. Они очень сильно «бьют» по психике детей. Отсюда — и побеги из дома, поиски «каких угодно» друзей, лишь бы не слышать крики близких, не попасть под «горячую» руку. Если этот закон заработает, не придется, уверен, ограничивать никого в ночных прогулках.
Фото: Александр Петросян/Коммерсантъ