Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
7 января 2014 11:10

Русская церковь в Афинах

Репортер «Свободной прессы» накануне Рождества побывал в православном храме в Греции

2497

Где находится русская Троицкая церковь (греч. Αγία Τριάδα) в Афинах, знают там все греки, так что найти её мне не составило никакого труда. Немного об её истории.

Первоначально в римскую эпоху на этом месте находились бани, устроенные над водопроводом и подземным источником, а на их фундаменте затем была построена раннехристианская базилика. Строительство церкви в её нынешнем виде относится к первой половине XI века. Она была освящена в честь Пресвятой Троицы и впоследствии, благодаря жертвователю, получила народное имя «Сотира Ликодиму». Позже здесь находился Спасо-Никодимовский монастырь, с 1202 года — женский католический монастырь, а с 1204 года — бенедиктинский. В османский период храм являлся католиконом православного мужского монастыря.

Церковь подвергалась разрушениям несколько раз, в частности, в 1687 году, с вступлением в город сил венецианцев. Часть стен и братский корпус монастыря были разрушены сильным землетрясением в 1701 году, но церковь почти не пострадала. Оставшиеся строения монастыря были в 1780 году уничтожены по приказу турецкого правителя Афин Али Хасеки, который строил в этом районе новые городские стены. С тех пор храм становится приходом монастыря Кессариани.

В 1827 году, во время войны за независимость Греции, в здание попало несколько снарядов с Акрополя, рухнула северо-восточная его часть и купол. Но на оставшейся невредимой алтарной стене до сих пор сохранились фрагменты византийских фресок.

В 1833 года обер-прокурор Святейшего Синода князь П. С. Мещерский представил Синоду пожелание Николая I «чтобы в Греции находилась российская духовная особа в качестве священника нашей миссии». В июле того же года в Афины отправилось духовенство. Церковь была вначале восстановлена в 1834—1837 годах на средства Российской империи, а в 1847 году окончательно выкуплена. При восстановлении был сохранён первоначальный её план, открыты древние фрески и заложенные проёмы. В 1850 году в том же стиле, что и церковь, была сооружена колокольня. Освящение состоялось 6 (18) декабря 1855 года. При церкви была библиотека с множеством старинных русских книг.

Эта церковь — самое большое средневековое здание в Афинах. На южной стене и сегодня есть сохранившиеся первые украшения, например, образы Христа, святого Стефана и апостола Иоанна Богослова.

Невысокий византийский мраморный иконостас был заменен высоким русского типа, из светлого паросского и пентелийского мрамора.

Роспись немецкого художника романтического направления Людовика Тирса заменила в 1847 году сохранившиеся к тому времени византийские фрески.

Трёхъярусная колокольня возведена из жёлтого камня, красного кирпича и белого мрамора. Колокола были отлиты в Триесте. Самый большой колокол, «Никодим», весил 280 пудов.

Ранее территория храма была окружена чугунной решёткой, специально отлитой в Санкт-Петербурге. Она была убрана по приказу греческих властей и перенесена к Русскому дому в квартале Аргируполис.

В 1924 году, после признания Грецией СССР, община отделилась от посольства и присоединилась к Афинской архиепископии со статусом «параклиса».

В 1954 году, по ходатайству великой княжны Елены Владимировны, была восстановлена древняя высота купола. В 1999 году на средства греческого правительства была отреставрирована колокольня.

В 1955 году, во время работ в восточном углу храма, было обнаружено кладбище с костницей, где, согласно источникам, были похоронены киевляне, проданные в Константинополе татарами. Их останки перенесены в крипту церкви.

Рядом похоронены последний царский посол в Греции Елим Демидов, имевший титул князя Сан-Донато, и его жена Софья Воронцова-Дашкова.

Троицкая церковь в Афинах относится к Афинской архиепископии Греческой православной церкви. Однако сегодня она является официальным приходом русской (иногда говорят о русскоязычной) общины Афин.

Я попал в церковь в воскресенье утром, в последний день моего пребывания в стране — рано утром в понедельник уезжал домой. Было воскресное богослужение незадолго перед Рождеством. Этот праздник отмечается в этой церкви по новому стилю, как и в греческом православии, которому она подчинена. Сравнительно небольшое внутреннее помещение было полностью наполнено народом, после окончания службы никто не торопился расходиться. Я прислушался: люди обсуждали по-русски какие-то свои личные и церковные проблемы и даже российскую и украинскую политику.

Настоятель храма, отец Александр Носевич, попросил меня подойти вечером, чтобы в спокойной обстановке дать мне интервью и записать видеообращение для «Свободной Прессы». Он наш, выпускник Московской духовной академии.

— В русском храме Святой троицы в Афинах по воскресеньям бывает двести и более человек, хотя специально это никто не подсчитывает. На пасху, конечно, ещё больше.

Причащается довольно много народа. Сегодня храм посетило около 200 — 250 человек, а причащалось 60 — 70. Из всей русскоязычной диаспоры Афи, храм и богослужения посещает 5−10% от её числа. Это, наверное, общая тенденция для нашего общества.

Наш храм — эмигрантский, вся наша община состоит их эмигрантов последних лет. Кто-то приезжают на заработки, кто-то по служебным делам, кто-то приобретает недвижимость, кто-то женится или выходит замуж. Есть и греки, приехавшие из республик СССР на свою этническую родину. Храм является как бы центром русскоязычной общины. Выходцев из, собственно, Российской Федерации тут не так много. Большей частью прихожане - это трудовые мигранты из Украины, много из Молдавии, есть из Белоруссии, из Грузии.

Из дореволюционных эмигрантов не осталось практически никого, их потомков буквально единицы, они в значительной степени ассимилировались, настолько вжились в греческое население, что с русскими себя уже никак не ассоциируют, их у нас небольшой процент.

Нынешний кризис в Греции коснулся всех слоёв общества, а наша паства представляет собой его низший слой. Хотя встречаются люди и с более высокими доходами, и даже богатые, но их единицы. Люди живут на свои честно заработанные средства, и все явственно ощущают кризис, для мигрантов он особенно ощутим. Наши люди здесь занимаются уборками в домах, тяжёлой физической работой, работают на стройках. Многие не находят работы, или находят малооплачиваемую. Под предлогом кризиса удобно сокращать зарплату, и даже не выплачивать её вовсе. Хозяева лукавят и под любым предлогом платят меньше положенного. Наши мигранты начинают экономить на всём, на чём только возможно.

Некоторые перебираются в более благополучные страны — Германию и Францию. Те, кто в состоянии бороться за жизнь, в Греции не задерживаются. Это очень ощутимо — наша паства сокращается.

Наш храм — это русская община, но юридически он подчиняется греческой церкви, афинскому архиепископу. Поэтому непосредственно из России помощь сюда поступать не может. Хотя и встречается помощь частных лиц, либо каких-то фондов. Но не могу сказать, что она велика и ощутима, это единичные дотации.

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Григор Шпицен

политолог (Германия)

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня