
Как мы уже сообщали, Уполномоченный по правам человека при Президенте РФ Владимир Лукин покидает свой свой пост. Лукин занимал эту должность два срока подряд, с 2004 года, когда был выдвинут Владимиром Путиным. Для многих он был оппозиционнером, часто выступал с критикой действий властей. Но некоторые эксперты, наоборот, считают его человеком, встроенным в «систему» и не способным изменить спорные властные решения. В любом случае, Владимир Лукин запомнился как человек активный, яркий, принявший участие во многих громких событиях «нулевых».
Уход Лукина стал поводом поговорить об институте Уполномоченного по правам человека: настолько он эффективен, когда общество часто недовольно решениями властей, на что ему жалуются граждане и как он может быть усилен?
Александр Брод, Член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека
— Россияне в основном жалуются региональным представителям Уполномоченного на социальные проблемы: качество жилья, здравоохранения, ЖКХ, выплаты пенсий. Чуть менее важны, но тоже всегда актуальны, вопросы правосудия, работы правоохранительных органов. И вообще, люди часто отчаиваются от чиновничьего беспредела и заказного правосудия, и здесь как раз лучше всех может помочь Уполномоченный по правам человека: он вхож в высшие органы власти, ездит по стране, он публичная фигура. Может заниматься любыми делами, кроме тех, доступ к которым ограничен государственной тайной. Можно сказать, что это такой «таран», которому по силам пробить стену властного равнодушия. Его помощники — их около 200 — составляют по сути целый аппарат, это почти министерство.
Но с другой стороны, Уполномоченный не может подменять собой органы власти. В случае каких-то принципиальных дел он может только обратить внимание на проблему, но ее решение все равно останется за властями.
СП: — Как можно добиться повышения эффективности работы Уполномоченного по правам?
— Я думаю, что нужно улучшать работу как раз его аппарата: принимать больше жалоб граждан, чаще выезжать в регионы, писать не только годовые доклады в общем по правам человека, но и тематические, по отдельным проблемам. И нужно, конечно, активнее взаимодействовать с общественными организациями. Насколько я знаю, при Владимире Петровиче не очень хорошо работали с Общественным советом, объединением правозащитников.
Но Владимир Лукин всегда говорил об очень жестком, репрессивном российском правосудии.
Николай Арефьев, депутат Госдумы от фракции КПРФ, заместитель председателя Комитета по экономической политике:
— Лукина Владимира Петровича я знаю давно. То ли законодательство не соответствует понятию должности, которую он занимал, то ли сам Лукин ей не соответствовал, не знаю. Но в общем-то аппарат Уполномоченного по правам человека при Президенте, человека не защищал. Значит, надо либо менять закон, либо назначать на эту должность человека более напористого, решительного.
СП: — Почему вы считаете, что структура во главе с Уполномоченным Лукиным не выполняла своих функций?
— Правоохранительная система у нас на сегодняшний день разбалансирована настолько, что она не защищает людей. Что касается Уполномоченного по правам, то ко многим его региональным представителям мы обращались регулярно, но они только разводили руками и никаких мер не предпринимали, а их задача — заставить работать правоохранительные органы. Мало того, что от местных представительств трудно добиться ходатайства куда-либо — люди просто не могут попасть к ним, прием у них ограничен. В очереди насидишься, напишешь гору бумаг, а в результате не получишь ничего.
СП: — Невольно получается каламбур: у Уполномоченного нет полномочий. Чем бы вы дополнили его статус?
— Одно из требований к человеку, желающему занять должность Уполномоченного — юридическое образование. Но тогда у юриста, к тому же выполняющего конституционную обязанность, должно быть право после собственной экспертизы обязывать суды пересматривать свои решения или отправлять дела на пересмотр в другие инстанции.
Также у Уполномоченного по правам человека и его региональных представителей должно быть право прямого вмешательства в административные дела — у нас есть много ограничений административного характера, которые мешают людям жить. А сейчас получается абсурд: Уполномоченного уполномочили, а полномочий ему не дали. В дела прокуратуры и суда вмешиваться нельзя — а тогда зачем нужен уполномоченный, если людей осуждают «за здорово живешь»?
Вот сейчас я вынашиваю идею законопроекта о создании специальной реабилитационной комиссии. У нас на всех уровнях говорят, что в тюрьмах и лагерях люди сидят ни за что, что никаких мер для исправления ситуации не принимается. А эта комиссия могла бы рассматривать сомнительные дела и реабилитировать людей, которых незаконно посадили, допустим, по чьей-то взятке.
СП: — А как же недавняя широкая амнистия?
— Сегодня мы выпустили из тюрьмы 20 тысяч человек, осужденных по определенным статьям, а завтра на их место заступят другие 20 тысяч, потому что эти статьи, по которым легко засудить человека, продолжают работать. Какой смысл освобождать одних и тут же вместо них сажать других? Нужно менять законы, и это входило бы в компетенцию реабилитационной комиссии.
Мы больше не обращаемся к Уполномоченному по правам человека, потому что никаких ответных шагов от него не видим. Действеннее обратиться в Генеральную прокуратуру, а граждане, кстати, гораздо чаще обращаются к нам, депутатам.
СП: — В пятницу сообщалось, что «Единая Россия» может выдвинуть на место Уполномоченного вице-спикера Людмилу Швецову. Учитывая расклад в Думе, ее шансы достаточно высоки.
Женщины в деле защиты кого-то от опасности, мне кажется, более решительны, и если мы говорим о Людмиле Шевцовой, то, возможно, у нее лучше получится исполнять обязанности Уполномоченного по правам человека — если ей, конечно, позволят, ведь у нас сегодня «позвоночное право» гораздо сильнее, чем юридическое.
По сообщению газеты «Коммерсант», в список кандидатов на пост уполномоченного по правам человека в РФ, который покидает Владимир Лукин, будет включена председатель движения «Гражданское достоинство», экс-глава Совета по правам человека (СПЧ) Элла Памфилова. Правозащитники, которые просили Владимира Путина оставить господина Лукина на третий срок, называют госпожу Памфилову наиболее оптимальным кандидатом.
Фото ИТАР-ТАСС/ Алексей Никольский