Общество

Святой доктор

Подвиги великого сына земли Крымской

  
2050

В это непростое для крымчан время, мы решили рассказать об удивительном человеке, ученом-хирурге и святом. Он не дрогнул перед угрозами расправы и не предал народ свой и веру свою. Речь пойдет о святителе Луке Крымском, который всю жизнь, посвятил врачеванию душ и тел людских.

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий (так его звали в миру), родился в 27 апреля 1877 года в Керчи. Род Войно-Ясенецких, довольно древний, он известен с 16 века. Отец Валентина, был провизором и имел собственную аптеку, но дела шли не очень хорошо, и он нанялся госслужащим. Семья состояла из 7 человек: мать, отец, две сестры и три брата. В 80-х годах 19 века, все они переехали в Киев. Близость Киево-Печерской лавры, повлияла на становление православных взглядов мальчика. Некоторое время он увлекался идеями толстовства, но однажды прочитав произведение «В чем вера моя», полностью разочаровался в писателе, и даже назвал его еретиком.

У Валентина Феликсовича с детства были способности к рисованию. Он даже пытался поступить в художественную академию, но передумал. Впоследствии святитель вспоминал: «Во время вступительных экзаменов мной овладело раздумье, правильный ли жизненный путь я избираю. Недолгие колебания кончились решением, что я не вправе заниматься тем, что мне нравится, но обязан заниматься тем, что полезно для страдающих людей». В итоге в 1898 году он поступил на медицинский факультет Киевского университета святого князя Владимира. Учеба давалась очень легко. «Умение очень тонко рисовать и моя любовь к форме перешли в любовь к анатомии… Из неудавшегося художника я стал художником в анатомии и хирургии». По окончании университета, многие удивились решению молодого врача, стать простым земским лекарем. «Как, Вы будете земским врачом?! Ведь Вы ученый по призванию!» Я был обижен тем, что они меня совсем не понимают, ибо я изучал медицину с исключительной целью быть всю жизнь деревенским, мужицким врачом, помогать бедным людям".

Но началась русско-японская война, и 30 марта 1904 года, Войно-Ясенецкий, в составе медицинского отряда Красного креста отправился в Читу. Молодой практикант, был назначен заведующим хирургического отделения. И сразу же у него начал проявляться талант хирурга. Все, даже сложные его операции, проходили безупречно.

Здесь молодой хирург знакомится с сестрой милосердия Анной Васильевной Ланской. В госпитале все называли ее не иначе как «святая сестра». Несмотря на то, что девушка дала обет безбрачия, Валентину Феликсовичу удалось добиться ее руки, и вскоре они поженились.

После Читы, семья перебралась в Симбирскую, а затем в Курскую губернию, где он стал работать в маленькой сельской больнице. Вскоре, к замечательному хирургу стали приезжать больные даже из других губерний. Из воспоминаний владыки: «Когда молодой нищий, слепой с раннего детства, прозрел после операции. Месяца через два он собрал множество слепых со всей округи, и все они длинной вереницей пришли ко мне, ведя друг друга за палки и чая исцеления».

После Курской губернии, семья перебирается в Москву, где Войно-Ясенецкий занимается научной работой и в 1916 году с блеском защищает докторскую диссертацию о региональной анестезии. Вот что писал один из членов комиссии о работе хирурга: «Мы привыкли к тому, что докторские диссертации пишутся обычно на заданную тему с целью получения высших назначений по службе и научная ценность их невелика. Но когда я читал вашу книгу, то получил впечатление пения птицы, которая не может не петь, и высоко оценил ее».

В 1917 доктора переводят в Ташкент, где в 1919 году, его чуть не расстреляли революционеры. Вот что он вспоминал о тех ужасных событиях: «Мы были арестованы неким Андреем, служителем больничного морга, питавшим ненависть ко мне, так как он был наказан начальником города после моей жалобы. Меня и завхоза больницы повели в железнодорожные мастерские, в которых происходил суд над Туркменским полком. Когда мы проходили по железнодорожному мосту, стоявшие на рельсах рабочие что-то кричали Андрею: как я после узнал, они советовали Андрею не возиться с нами, а расстрелять нас под мостом». По счастливой случайности, в трибунале участвовал и другой служащий больницы, который успел предупредить участников суда, что Луку и завхоза по личной злобе арестовал Андрей. Их не расстреляли и быстро отпустили.

В это же время, в возрасте 38 лет, от туберкулеза умирает жена святителя. К тому моменту, в семье было уже четверо детей. К счастью, заботу о них взяла на себя операционная сестра София Сергеевна Белецкая, которая впоследствии заменила им мать.

После смерти жены Валентин Феликсович стал посещать собрания церковного братства. Однажды, после того как он выступил с блестящей речью на одном из них, епископ сказал ему: «Доктор, вам надо быть священником!». В это неспокойное для церкви и народа время, когда многие священнослужители снимали с себя сан, испугавшись репрессий, профессор принимает рукоположение. Тогда же он стал преподавать на кафедре медицинского университета. Священническое служение, приходилось совмещать с чтением лекций, так что он приходил на занятия, прямо в рясе и с крестом.

К середине 20-х годов, многие священнослужители примкнули к лояльной большевикам «живой церкви», но Отец Валентин, оставаясь верным традиционной православной церкви, был пострижен в монахи и наречен именем Лука. В 1923 году он был посвящен в епископы. Вскоре после этого он был арестован. Так было положено начало 11 годам тюрем и ссылок. За это время он испытал огромное количество пыток и лишений. Святитель Лука обладал острейшим умом, и всегда следователям, было очень трудно с ним. Однажды, гособвинитель спросил его:

— Как это вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве вы его видели, своего Бога?

На что Лука ответил:

— Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил.

Даже в тюрьме, Валентин Феликсович не лишился милосердия и всегда был готов помочь сокамерникам, так что даже отпетые уголовники относились к нему с почтением, и называли его «батюшкой». Находясь в ссылке, святитель просит власти разрешить ему оперировать, тем самым помогая крестьянам в отдаленных северных деревнях. Бывало, что очередь к нему растягивалась на три месяца. При этом он никогда не просил у больных ничего взамен. После каждого его появления в местах очередной ссылки, все пациенты местных врачей переходили к нему. Растущая народная любовь раздражала власти. Они не могли поверить в его бескорыстность и даже подсылали «разведчиков», дабы уличить его в корыстолюбии, но ни одна из таких попыток не увенчалась успехом.

Епископу предлагали снять с себя сан в обмен на руководство целым медицинским институтом, но он остался непоколебим. Ему часто приходилось публично дискутировать с адептами атеизма, и всегда они оказывались посрамлены.

Во время третьей ссылки, в Красноярске, грянула Великая Отечественная война. И здесь милосердный целитель не смог остаться в стороне. Он становится консультантом всех госпиталей Красноярского края, сам оперирует.

Как ни странно, следствие зафиксировало еще одну несомненную добродетель святителя. Даже несмотря на все свои труды, он и его семья были на грани нищеты, но при этом он всегда посылал деньги ссыльным священникам.

В 1944 году Владыку переводят в Тамбов. Здесь его награждают орденом «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 1945».

За время ссылок, Лука сумел написать свои знаменитые труды: «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при инфицированных ранениях больших суставов», за которые он получил Сталинскую премию первой степени.

В 1946 году святителя переводят в Крым, где он продолжает служить и лечить людей. Сохранилось много свидетельств, которые указывают, что Лука во всем любил прилежание, и всегда требовал того же от своих подчиненных. Известно, что он был ярым противником стяжательства среди священников. Так, в одном из посланий своей епархии, он писал: «Помните также, что доброго пастыря даже нищий народ не оставит в нужде. А корыстолюбивый всем ненавистен. Да не будет таких среди нас, да успокоится наболевшее сердце мое.»

Святитель Лука умер 11 июля 1961 года и был причислен к лику святых 22 ноября 1995 года. Он широко почитается не только в России, но и за рубежом. В его честь названа больница в Тамбове, а на Кипре, организован приход. В Греции, он тоже очень почитаем. В Симферополе, в кафедральном соборе хранятся его мощи, за исцелением к которым приезжают верующие со всего мира.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Никита Исаев

Директор Института актуальной экономики

Николай Платошкин

Заведующий кафедрой международных отношений и дипломатии Московского гуманитарного университета

Роман Блинов

Руководитель аналитического департамента Международного финансового центра (Москва)

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости НСН
Новости Финам
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня