«Хочешь быть счастливым — будь им!», — утверждали устами Козьмы Пруткова русские классики ХIХ века. Утверждали скорее шутя, чем всерьез. Но вот спустя сто с лишним лет после сего их тезиса выяснилось, что земля российская на самом деле очень даже благоприятствует счастливой жизни всех вместе и каждого в отдельности населяющего её индивида.
К такому выводу пришли специалисты лаборатории сравнительных социальных исследований Высшей школы экономики Петербурга. Каждые пять лет, начиная с 1981 года, проводят они опросы, исследуют, анализируют взаимосвязь между генетическими характеристиками представителей той или иной нации, и ее «общим уровнем счастья и толерантности». Пришла пора, говорят, сделать выводы.
Согласно гипотезе ученых во главе с Эдуардом Панариным, в теплых и влажных местностях с благоприятной средой для возникновения и размножения вредоносных бактерий и инфекций недоверие к чужакам с ранних времен имело более устойчивую и ярко выраженную тенденцию, чем среди представителей народностей, живущих в местах умеренного климата. Восприимчивость к бактериям побуждала такие коллективы либо к убийству пришельцев, либо к бегству от них. В результате искусственной изоляции такие народы не смогли развить крупной цивилизации.
Тем более что недоверие и враждебность ко всему незнакомому закрепились в поведении, а также в культурных традициях, и потомки этих наций продолжают практиковать подозрительное отношение как к иноземцам, так и вообще ко всем людям, непохожим на них самих.
В умеренно же климатических зонах, настаивают исследователи, люди смогли развить в себе способность толерантно относиться к незнакомцам. Это оказалось выгодно с экономической точки зрения, поскольку хозяйственные кооперации, созданные на профессиональной основе более успешны на рынке, чем союзы из членов одного клана или рода.
Толерантность влияет на ощущение счастья и иным образом — открытые люди не требуют от других жесткого подчинения принятым социальным нормам. А это в свою очередь увеличивает вероятность успешных контактов и уменьшает риск насилия.
Так вот, по генетическому предрасположению и природным условиям, уверены ученые, Россия входит в группу европейских стран с высоким потенциалом толерантности и счастья.
Можете назвать те страны, в которых «влажный теплый климат и это не способствует счастью»? Или, чтобы их не обижать, где такие территории? Конкретных примеров, правда, исследователи не приводят. Можно лишь догадываться о ком (или о чем) идет речь. Потому как «теплые и влажные местности» имеются много где на земле, в том числе, и на территории РФ.
Поинтересовалась у Эдуарда Панарина, есть ли у него данные, сколько россиян считают себя счастливыми? Или, наоборот, неудачниками, родившимися не там и не тогда?
─ Ситуация выглядела катастрофически в 1990-е годы, — сказал «СП» профессор Панарин. — Тогда большинство, более 50 процентов россиян считало себя несчастными. С конца 1990-х годов ситуация стала выправляться, прежде всего за счет молодежи, поколения18−25-летних людей, приспособленных к новым реалиям жизни. Старые, в возрасте от 39 лет и старше, поколения оставались при этом не очень счастливыми, несмотря на рост показателей экономики. В результате средний «уровень счастья» в России в 2012 году приблизился, но так и не превысил показатели 1981 года.
«СП»: — Вы с коллегами утверждаете, что в России климат благоприятный для благополучной, удачной во всех отношениях жизни. Но разве он один и тот же в Центральной России, Зауралье, Сибири, на Дальнем Востоке? Нет! А, значит, и у живущих в этих регионах людей в принципе должен быть разный менталитет…
─ Да, жители Восточно-Европейской равнины (и их потомки в других частях страны) несколько отличаются от коренных народов Кавказа и Сибири. Но надо понимать, что на счастье россиян в первую очередь влияет экономика. Наше население совсем недавно пережило социально-экономическую катастрофу, поэтому ценит больше всего материальное благополучие и общественную безопасность. Только через продолжительное время у нас может появиться значительный слой людей, ценящих свободу и права человека больше чем благополучие. Сейчас слой таких людей небольшой и ограничен в основном средним классом таких мегаполисов как Москва и Петербург.
Что и говорить, красивую гипотезу предложили специалисты Высшей школы экономики. Как собственно красива и сама наша страна — с её реками, морями и океанами, лесами и горами, пашнями, курортами, садами… Одно не сходится: подавляющее большинство граждан РФ не только не чувствуют себя счастливыми, но даже просто успешными и уверенными в завтрашнем дне. Это подтверждают опросы, регулярно проводимые специалистами Петербургского социологического института РАН.
По их данным, не менее трети из пяти миллионов петербуржцев читают, что родились «не в то время, и не в той стране». Ещё 15 процентов их земляков озабочены текущими проблемами, и не особо «заморачиваются» на тему, удалась или нет их жизнь.
─ В немалой степени ощущение благополучия зависит от уровня культуры человека, — уверен Михаил Илле, социолог и главный редактор журнала социологических и маркетинговых исследований «Телескоп». — Показателем культуры в свою очередь можно считать стремление человека к познанию, его начитанность, отношение к театру, музыке, частота посещения музеев. Так вот в культурной столице современной России 50% её жителей в театры не ходят. Несмотря на большой выбор и разнообразный репертуар последних. К числу активной категории граждан, которым «всё в жизни интересно», относят себя не более 10−15% петербуржцев. Это в основном студенты, молодежь. Менее активны — рабочие различных предприятий и пенсионеры.
«СП»: — А интересовались, в чем причины пассивности, Михаил Евгеньевич?
─ Да, конечно. Среди основных причин — дефицит средств и, как ни странно, свободного времени. То есть, отдавая все свое время работе, среднестатический петербуржец, тем не менее, считает, что зарабатывает мало, и потому ничего, кроме заработка его не интересует.
Любопытно, что по официальным данным, на днях обнародованным питерской администрацией, средняя зарплата в городе одна из самых высоких в стране, составила по итогам 2013 года 37 594 рубля, что на 13,7% выше уровня 2012 года. Возросли за тот же период на 9,5% и реальные денежные доходы населения.
Иными словами, с материальной точки зрения всё более-менее нормально. По крайней мере, в больших городах центра России, где климат «тот, что надо для счастья». А счастье… Так постучалось оно к россиянам или где-то до сих пор ещё бродит?
Корреспондент «СП» провела своё небольшое исследование, расспросив на данную тему известных горожан разных профессий, возраста и политических взглядов.
Александр Покровский, писатель-маринист.
«СП»: — Александр Михайлович, ваши книги пользуются большим спросом у читателей, по вашим романам снимаются фильмы. Можете сказать о себе: «Я счастливый человек«?
─ Наверное, да, я — человек счастливый. И всегда чувствовал себя таковым. И сейчас и раньше.
«СП»: — Что, на ваш взгляд, нужно человеку для счастья?
─ Совсем немного — свежий воздух, солнце и небо надо головой. Каждый день просыпаться с радостью… Счастливый человек обязательно найдет себе спутника жизни, потому что счастье притягивает. Хорошо, если есть любимое дело — это тоже «в копилку». Хорошо, если за это любимое дело еще и деньги платят — есть на что жить.
«СП»: — По данным социологов разных российских институтов, таких как вы, то есть, счастливчиков, в нашей стране меньшинство. Почему? Что мешает людям радоваться каждому прожитому дню?
─ Счастье — это же самоощущение. Если человек сам так не чувствует, помочь ему в том трудно. Кто-то, бывает, счастлив от полной ерунды, как покажется другому. Например, если ты долго был взаперти, скажем, под водой, в субмарине, то состояние счастья можно испытать от одного только свежего ветра на морском берегу.
Геннадий Кравченко, сопредседатель Ассоциации жертв судебного произвола.
─ Однозначно на вопрос о счастье, я думаю, никто не сможет ответить, — сказал Геннадий Александрович. — Оно многолико. И у каждого человека свое о нем представление. С годами я пришел к выводу, что самое главное в жизни — это состояться в своей профессии. А возможно это только если сделать правильный выбор. Я знал одну питерскую семью благополучных молодых ученых, имевших большую квартиру в центре, материальный достаток, научные перспективы, которые в один прекрасный для них день сели в самолет и улетели на Камчатку. Там они поселились в небольшом поселке, продолжили свои научные изыскания, регулярно выезжая на всевозможные международные симпозиумы. Их звали жить и работать в Питер, в Москву, в Германию, США, но они неизменно возвращались в свой поселок. О чем ни разу не пожалели.
О себе не могу сказать, что я счастлив. Не уверен, что сделал в молодости правильный профессиональный выбор. Сейчас возглавляю вместе с товарищем Ассоциацию жертв судебного произвола. Стараемся помогать людям, попавшим в беду. Иные, успешно решившие свои проблемы, уходят от нас, что называется, не простившись. Я им: останьтесь, ваш опыт может помощь другим! Они в ответ: нет нам дела до других…
Татьяна Дорутина, председатель петербургской Лиги избирательниц.
«СП»: — Возможно, вы слышали, Татьяна Сергеевна, о теории питерских ученых, признавших российскую землю «потенциально счастливой» для проживающих на ней людей?
─ Слышать-то слышала, одного не поняла: где то ясное солнышко, что призвано согреть россиян? Хоть бы лучик его нам сюда!.. Нет, не кажутся мне россияне счастливыми. Потому что все время ждут плохого, очередных неприятностей. У нас у всех это, по-моему, уже в крови. Вспоминаешь историю Государства Российского и ловишь себя на мысли, что ни одному поколению соотечественников не удалось избежать войны, голода, разрухи, потрясений. Вот и в настоящий момент, с началом событий на Украине, все разговоры лишь о том, будет война — не будет? Если будет, то когда начнется и куда бежать, спасаясь от неё?
Негативную роль сыграла, безусловно, перестройка конца 1980-х годов. Сколько надежд было связано с ней у советских людей!.. И чем всё закончилось? Жизнь по талонам, бандитизм, расстрел Белого дома, дефолт… В какой-то момент люди перестали доверять своему правительству, государству. Появилась неуверенность в завтрашнем дне, от этого — агрессивность.
«СП»: — Но с тех пор прошло уже больше двадцати лет. Пора бы «встать с колен» — помните такой общероссийский лозунг, весьма популярный в 1990-х — начале 2000-х годов?
─ Помню. В нем, кстати, проявилась характерная для россиян черта, ставшая уже по-моему менталитетом…
«СП»: — Прежде думай о Родине, а потом о себе?
─ Именно! В прошлом году московские социологи проводили опрос на это счет. И были озадачены ответами. Подавляющее большинство опрошенных ими людей, выбирая между собственным материальным благополучием и благополучием своего города, страны, выбирали последнее. У нас у всех очень высокий интерес к политическим делам. Приведу пример опять-таки по свежим событиям. Возвращение Крыма в состав РФ. Как сплотило всё это страну, вы обратили внимание? На марши в поддержку крымчан выходили десятки тысяч человек. «Нагнать» столько людей помимо их воли власть при всем желании не смогла бы. Ну, а поскольку у нас в стране далеко не все пока благополучно, прежде всего, в экономике, да и социальная защищенность оставляет желать лучшего, то и недовольных жизнью много. Какое уж тут счастье!
Подвел итоги импровизированного опроса генерал-майор МВД в отставке Аркадий Крамарев.
─ Когда ты молод, здоров, крепок — тогда и счастлив, — сказал Аркадий Григорьевич. — На заре жизни всё просто воспринимается, легко дается. Моя молодость пришлась на очень непростой послевоенный период. В стране царила нищета. Ничего не было у подавляющего большинства людей — ни денег на еду, ни своего угла. И были тем не менее счастливы. Потому, что выжили в войну. Верили в светлое будущее. Главными были для нас тогда духовные ценности. Вернем их нынешнему молодому поколению — и они будут счастливы.
Фото: ИТАР-ТАСС/ Михаил Метцель