Россия бьет рекорды по интенсивности запусков спутников. С начала 2014 года мы провели девять космических пусков, опередив даже США (семь пусков). А в ближайшие три месяца РФ намерена выполнить еще 15 запусков с пяти космодромов. Об этом агентству «Интерфакс» сообщил источник в ракетно-космической отрасли.
Вот как выглядит календарь некоторых пусков:
В течение мая — ракеты «Союз-2−1А» и «Рокот» со спутниками Минобороны России;
16 мая — телекоммуникационный спутник «Экспресс-АМ4R» с Байконура;
9 июля — три спутника связи «Гонец-М» с Плесецка;
15 июля — еще один «Экспресс-АМ6» с Байконура;
18 июля — научный аппарат «Фотон-М» с Байконура.
Кроме Плесецка и Байконура, пуски будут производиться с космодрома Куру (французская Гвиана), с подвижной платформы в Тихом океане, и из позиционного района Домбаровский в Оренбургской области.
Подробностей, какие именно спутники собирается разместить на орбите российское военное ведомство, не сообщается. Но можно предположить, что речь идет о создании космической разведывательной сети. На это указывают следующие факты.
В начале апреля текущего года стало известно, что Минобороны потратит 70 млрд рублей на спутники оборонного значения. Об этом написали «Известия». Речь идет о создании на производственных мощностях НПО имени Лавочкина спутниковой системы радиоэлектронного наблюдения, состоящей из пяти космических аппаратов. Как сообщил газете гендиректор НПО Виктор Хартов, электронная «начинка» для них будет приобретена у иностранных компаний — европейской EADS, итальянской Thales Alenia Space и израильской IAI. По оценкам экспертов, данная спутниковая система предоставит возможность получать «живые» фотографии поверхности Земли в субметровом диапазоне. Предполагается, что оборудование спутников позволяет распознавать номера автомобилей и черты человека.
В СССР подобной разведкой занималась система «Арсенал», но ее практически свернули еще в конце 1980-х годов. Так вот, в конце апреля «Интерфакс» сообщил, что петербургский машиностроительный завод «Арсенал» (который и занимался производством одноименной разведсистемы) возобновит производство военных спутников.
«В настоящее время завершаются опытно-конструкторские работы по созданию нового вида космического аппарата для поддержания обороноспособности РФ, начать серийный выпуск данного аппарата планируется уже в 2014 году», — процитировал «Интерфакс» итоговый отчет завода за 2013 год. Название аппарата, его характеристики и стоимость в документе не указаны, так же как и количество заказанных спутников.
В заводском отчете лишь сообщается, что к 2017 году «Арсенал» планирует увеличить объем продаж до 6,5 миллиарда рублей (по итогам 2013-го объем реализации продукции предприятия составил около 5,3 миллиарда рублей). Логично предположить, что дополнительные 1,2 миллиарда рублей в год «Арсеналу» принесут спутники-разведчики.
В конце января текущего года Минобороны совместно с Роскосмосом провели закрытый конкурс на разработку системы спутниковой разведки «Акварель». Победу одержал Центральный научно-исследовательский радиотехнический институт имени Берга. Проект предполагает создание пяти наземных приемо-передающих станций. В перспективе к системе будут подключены новейшие спутники радиолокационной, радиотехнической и видовой разведки.
— Военное ведомство только начинает заказывать спутники-разведчики, до появления самих космических аппаратов еще очень далеко, — считает руководитель Института космической политики Иван Моисеев. — Между тем, если сравнивать состояние российских космических разведывательных систем, допустим, с американскими, мы отстаем очень сильно. По сути, Россия в этой сфере осталась в 1970-х годах, а США продвинулись в 2010-е.
Достаточно сказать, что новейшие спутники США для так называемой видовой разведки обладают оптическими системами с диаметром зеркала 2,4 метра — такие же установлены на легендарной космической обсерватории «Хаббл». Напомню: благодаря отсутствию влияния атмосферы разрешающая способность космического телескопа в 7—10 раз больше, чем у аналогичного телескопа, расположенного на Земле.
«СП»: — Если говорить о последних достижениях, на что способен американский спутник-шпион?
— Прежде всего, он позволяет получать снимки с высочайшим разрешением — менее 20 сантиметров в одном пикселе фотографии. Для сравнения: у российских разведывательных спутников, которые еще только разрабатываются, аналогичный показатель куда скромнее — 28 сантиметров на пиксель. А у тех систем, которыми сегодня пользуется Минобороны РФ, он и того ниже — один метр в пикселе.
Но главное отличие американской космической разведсистемы от российской заключается в другом. У нас на орбиту разведывательные спутники выводятся эпизодически, тогда как США это делают на регулярной основе, и практически все их аппараты увязаны в общую систему. Это дает очень значительный эффект.
«СП»: — В чем этот эффект выражается? В возможности получить картинку в реальном времени из любой точки мира?
— И в этом тоже. Но в космической разведке важно не просто получить картинку, но и обработать визуальную информацию. Нужно вычленить только необходимую информацию, и передать ее тем, кому она нужна. Скажем, передать оперативной группировке США в Афганистане информацию о перемещениях талибов.
Для решения этой задачи одних спутников мало, тут задействовано сразу несколько систем: видовая разведка, радиотехническая, глобальная система позиционирования, связь между спутниками и наземными подразделениями. Все эти система работают автоматизировано, и подразумевают наличие огромного пласта программного обеспечения.
Американцы добились именно комплексного решения задач космической разведки. У нас ничего подобного нет, поскольку российские спутники единичны, да и работают не всегда стабильно.
«СП»: — Сколько спутников в космической группировке США, и сколько в российской?
— У американцев спутников примерно в четыре раза больше, чем у нас — около 400 аппаратов. Но численность здесь — не главный критерий: космические аппараты очень разные, и американские, увы, совершеннее российских.
«СП»: — В чем причина нашего отставания от США в области космической разведки?
— Основа для этого отставания была заложена еще в 1960-е. Американцы тогда пошли по пути совершенствования технического уровня спутников, продления срока их жизни, расширения возможностей. А мы предпочли брать числом: тиражировать технически менее совершенные спутники. Наша военно-космическая идеология с тех времен практически не менялась.
«СП»: — Мы можем сейчас создать на орбите что-то сопоставимое по эффективности с американской разведсистемой?
— Да, но очень нескоро. Проблема в том, что США не просто находятся в этой сфере впереди нас — они развиваются быстрее. Чтобы нивелировать отставание, нужно проделать огромный объем работы.
— Россия всегда делала разведывательные спутники, а в течение последних трех-четырех лет неоднократно ставился вопрос о расширении нашей спутниковой группировки — разведывательных, метрологических и навигационных аппаратов, — отмечает академик Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского, член Федерации космонавтики России Александр Железняков. — Поэтому нынешняя активизация работ на данном направлении не является чем-то неожиданным.
Размещать на орбите разведывательные спутники заставляют интересы национальной безопасности. Все страны, обладающие космическими технологиями, занимаются этим, и Россия — не исключение.
Другое дело, гнаться за США, делать вслед за американцами глобальную космическую разведсистему, я считаю, не обязательно. Задачи, которая должна решать спутниковая группировка, диктуются интересами государства. Чем шире интересы страны, тем и спутниковая группировка больше.
Но главная проблема здесь — отсутствие в России собственной радиоэлектронной элементной базы. Сейчас, например, складывается такая ситуация: американцы, в рамках «крымских» санкций, наложили запрет на поставку в РФ как космических аппаратов, в которых используется американская элементная база, так и американских радиотехнических элементов. В результате, России нужно либо налаживать производство собственных элементов, либо отказываться от производства спутников. Наладить собственное производство очень трудно и очень затратно, кроме того, решить эту задачу быстро не получится. Но когда-то надо начинать заниматься ею, иначе наша космическая отрасль так и будет оставаться в зависимости от Запада…
Фото: РИА Новости/Олег Урусов