Новые киевские власти, несмотря на продолжающуюся гражданскую войну и катастрофическое положение в экономике, судя по всему, озаботились легитимизацией в общественном сознании произошедшего в стране государственного переворота и выстраиванием нового исторического мифа о «кровавом режиме» и «народной революции».
Так, по сообщению издания «Украинская правда», на историческом факультете Киевского национального университета имени Т. Шевченко в перечень экзаменационных заданий для государственной аттестации 2014 года включены вопросы об «авторитарном режиме президента В. Януковича», а также о «революции достоинства», экономическом и политическом кризисе на Украине, «российской интервенции и оккупации Крыма».
Стоит напомнить, что переписывание учебников истории новой властью не впервые происходит на Украине. Так, во времена прежней власти в учебнике по истории для 11-классников, который потребовал переписать министр образования Дмитрий Табачник, появилась биография Януковича. Зато «Оранжевой революции» в учебнике было отведено лишь два абзаца — по сравнению с целым разделом в предыдущей редакции учебника. Кроме того, раздел, который при Ющенко назывался «Украина во время Второй мировой войны» был переименован в раздел «Великая Отечественная война». Также было урезано до одного предложения описание деятельности ОУН-УПА, которой в прежнем учебнике отводилось три абзаца.
Директор Центра евразийских исследований Владимир Корнилов, считает, что это привычное дело для «победителей» на Украине.
— Помнится, в начале 2005 года «оранжевые» тоже кинулись увековечивать «великого президента» Ющенко и свой бунт на Майдане. Итог «оранжевого» движения мы помним. Памятник Майдану в Киеве скромно прибрали, учебники исправили, оранжевая символика стала не просто не модной, а постыдной. Смею вас заверить, пройдет год-два — и все эти учебники и тесты снова придется переписывать.
Политолог Алексей Блюминов также считает, что переписывание истории для новых украинских властей закономерный шаг:
— Это традиционная для Украины борьба за культурную гегемонию. Чисто по Оруэллу: кто контролирует настоящее, тот контролирует прошлое. Кто контролирует прошлое, тот контролирует будущее. Помнится, когда в МОН пришел Табачник, национал-патриоты возмущались, что в новых учебниках хотят вернуть термин Великая Отечественная война и убрать характеристику голодомора как геноцида. Сейчас победители пытаются закрепить результаты переворота на символическом уровне. Не исключено что следующим шагом будет сбывшаяся мечта Ирины Фарион насчет запрета термина ВОВ.
Кстати, включение в вузовские тесты вопросов о «народной революции» было характерно и после первого Майдана. Но тогда борьба за гегемонию в дискурсе не велась откровенно террористическими методами и не подкреплялась кровью. Сейчас же взят курс на построение новой национальной общности, в основу которой, не скрывая, хотят положить «кости погибших колорадов».
«СП»: — То есть можно ожидать распространения данной практики на все ВУЗы?
— Если нынешний режим закрепится на какой-то части страны надолго, то такая практика станет общим местом. Недаром депутаты из партии «УДАР» уже говорят о необходимости создания в стране министерства пропаганды. Так что «геббельсам от образования» будет много работы…
Политический обозреватель газеты «2000» Дмитрий Галкин считает, что едва ли такой вопрос попадет в программы всех украинских ВУЗов:
— По крайней мере, в тех регионах, где значительная часть жителей к новой власти относятся с недоверием, в этом году этого точно не произойдет. Случится ли это в дальнейшем, зависит главным образом от прочности нового режима. Пока нет никаких оснований предполагать, что Порошенко сможет установить контроль над политическим пространством страны. Поэтому в некоторых региональных центрах официальные пропагандистские штампы, скорее всего, не будут использоваться.
Сегодня главная цель государственной пропаганды состоит в том, чтобы разъяснить необходимость насильственной смены режима Януковича и легитимность новой власти. Эту задачу и пытаются решить люди, включившую соответствующие вопросы, в экзаменационные вопросы для бакалавров. Выпускников исторического факультета, часть которых будет работать преподавателями истории, руководство киевского университета пытается превратить в квалифицированных пропагандистов. На мой взгляд, ничего удивительного в подобном стремлении нет.
«СП»: — Насколько эти нововведения повлияют на формирование мировоззрения современной украинской молодежи?
— Мне кажется, что отношение большинства молодых людей к протестным акциям, направленным против Януковича, сформировался еще во времена Майдана. В Киеве студенческая молодежь в своей массе поддерживала Майдан, в Харькове и Одессе у него было намного больше противников, в том числе среди студентов. Молодежь Донецка и Луганска в своем большинстве относилась к Майдану, мягко говоря, скептически. Примерно также обстоят дела и с вопросом о присоединении Крыма к России, хотя здесь, по-моему, наблюдается значительно большее единство мнений. Украинские граждане (в том числе молодежь) осуждают действия России, но Крым не представляет особой ценности для украинского массового сознания, поэтому войны за возвращения полуострова никто не желает.
Вряд ли при помощи пропагандистских приемов в украинском обществе можно разжечь военную истерию. Отношение к Майдану («революции достоинства», как сказано в перечне вопросов для университетского экзамена) у его противников также нельзя изменить подобными методами. Но с течением времени эти разногласия, конечно же, утратят актуальность.
«СП»: — Какие еще сюрпризы в области формирования нового мышления можно ожидать от властей Украины?
— Для украинской власти сегодня самое важное — утвердить миф о том, что события в Донецкой и Луганской области обусловлены исключительно российским военным вмешательством. Это позволяет называть всех вооруженных противников центральной власти «российскими наемниками» и игнорировать реальные общественные настроения в этих регионах. Скорее всего, в этом направлении и будут направлены дальнейшие усилия украинской власти. Однако хотелось бы надеяться, что украинское руководство все же откажется от попытки силой подавить сопротивление на Донбассе, остановит АТО и запустит процесс мирного урегулирования.
Фото: EPA/ИТАР-ТАСС