В России уже неоднократно высшими руководителями озвучивалась тема перехода к документированию на европейский манер и вообще курс на избавление от бумагооборота. Регулярно в ветках соцсетей появляются макеты будущих пластиковых карточек, которые вот-вот придут на смену традиционным бумажным паспортам.
В следовании современным новациям есть определенная логика. Однако, вместе с этим, следует настороженно и критично воспринимать любое новшество, когда не ясно, кто и как будет его оплачивать.
Есть, конечно, страны — лидеры по электронному документированию. Пример тому — Эстония, где граждан немногим больше миллиона и у каждого полицейского есть лэптоп, в котором по жителю за пару секунд видно всё — страховки, водительские удостоверения, полная база. Эстонию оппозиционеры многих европейских стран приводят своим правительствам как позитивный пример. Вместе с этим в Эстонии вопрос цены подобной реформы был как-то спокойно разрешен. И «время перехода» не продлилось слишком долго. Но не во всех, даже европейских государствах, подобный задуманный переход оказался быстрым и успешным.
Если взять юг ЕС, то зачастую электронизация документооборота и старая, бумажная его составляющая, проходят рядом, рука об руку. Вроде как временно, но на самом деле хаоса не становится меньше — его становится значительно больше. Много говорится о кризисе южных европейских стран. Но мало кто до конца понимает, что его составляющая — это не только чрезмерное количество людей, занятых в сфере госслужбы, но и многоциклическая, кафкианская бюрократия, когда на поверхности — красивая вывеска для отчетности перед богатым европейским Севером. Якобы реформы проделаны. А внутри — абсолютный хаос, путаница, сплошные ошибки и неразбериха. При этом в бюрократическом «Замке» заняты миллионы дублирующих друг друга госслужащих. Их бесполезную деятельность оплачивает государство, а они исполняют свою роль бюрократического организма. Ведомства расширяются и придумывают себе новые формы жизнедеятельности, порождают новые процедуры. Не просто занятие для самих себя — совершенствуются способы по выкачиванию денег из населения.
В связи со столь бурным ростом численности бюрократического аппарата жителю европейского Юга приходится жить в другом совершенно мире — альтернативном европейскому Северу. Если на Севере большинство расходов занимают продукты и одежда, на юге доходы сжирает документооборот. И кушает он эти доходы — будь здоров.
Российские власти явно не поспевают пока по документированию и четкости функционирования госструктур за Германией. Создается впечатление, что на пути к европейской модели госуправления и документооборота грабли у россиян будут лежать как раз южноевропейские.
Что должно настораживать россиянина?
Когда высокопоставленные менеджеры предлагают, к примеру, переход на пластиковый паспорт, следует четко задать вопрос — кто его оплатит?
Известно, что бумажный паспорт государство российское выпускает себе в убыток. Гражданин платит символическую его стоимость. Будет ли так с пластиком?
Замена пластика в Европе обходится, например, в случае утраты-утери местному жителю в кругленькие 100−150 евро. Согласитесь, это не то, что оформить в России внутренний бумажный паспорт.
Теперь другой пункт. Адрес места жительства. Если он будет в документе, МВД обяжет вас при каждой смене адреса менять и пластик. Пригрозив штрафом.
В этом случае МВД создаст себе ещё одно постоянное занятие, новые рабочие места, новое оборудование для производства, обработки этих документов. А что получит гражданин? Обязательства постоянно платить и стоять в очередях?
Даже если очереди удастся сократить за счет электронного оформления, Интернета, — платить придется. За каждый новый пластик. И вопрос — сколько это будет стоить? Как часто вы будете менять этот самый пластиковый паспорт?
Имейте в виду, потерять пластик гораздо легче, чем бумажный паспорт. Он просто меньше по размеру. Он выскальзывает. Его кладут в кошелек, который воруется. В конце концов, его электронная начинка выходит из строя. И не факт, что он будет служить дольше, чем банковская карточка. Сколько составляет срок службы вашей банковской карточки? Ага. Только банку выгодно вам её оформлять бесплатно. Это не значит, что банк за неё не платит. Но государство — не банк. Оно возьмет деньги с вас.
На юге Европы, например, есть и другая болезнь — сроки. Время изготовления пластика. Любого, будь то права, паспорт, вид на жительство, или банковская карточка. Банки, конечно, впереди всех — они свои пластики делают за пару-тройку недель. А вот всё остальное — от пары месяцев до года.
Что может получить россиянин в итоге? Дополнительные расходы на пластиковое документирование, при этом, заметьте, тратить придется денег не только больше, но и сами траты будут происходить чаще. И платить придется кому-то, быть может, по карману, а для другой категории россиян это будет треть зарплаты. Требуйте уж тогда, чтобы, как в случае с бумажными паспортами, государство брало 80% расходов на производство пластиковых документов. Хотя, конечно же, государство, даже если и возьмет на себя эти расходы, то за год-другой это бремя с себя тихой сапою сбросит.
Какие выводы?
Если следовать логике эстонских учреждений, то на первом месте должен стоять вопрос не фантика — то есть самих пластиковых удостоверений — а вопрос наличия функциональной базы данных. Единой на всю страну. Чтобы любой госслужащий мог ввести идентификационный номер и получить полную информацию о тех или иных документах человека. И полицейский, и налоговый инспектор, и сотрудник социальной службы.
Без единой базы данных переход на пластик это не реформа. Это её муляж.
Если госчиновники захотят просто пустить пыль в глаза, то безо всякой объединенной базы данных они начнут выдумывать мегапроекты по замене бумажных документов на пластиковые без привязок к электронным единым системам. При этом формы пластиковых документов со временем тоже начнут дорабатываться. Замена будет производиться не сразу и не повсеместно. Можете себе просто на минуточку представить уровень надвигающегося хаоса. Рада в итоге будет только бюрократия. Любой хаос, создающий такого рода бюрократические завалы, будет способствовать притоку в госструктуры новых и новых родственников, дальнейшее разрастание паутины дублирования функций и безответственности.
Во вторую очередь, власти при обнародовании новой реформы должны сразу оговаривать цену и её плательщика. Если вам покажут красивую пластиковую карточку, вы обрадуетесь. Но обрадует ли вас перспектива платить за неё каждый раз при замене и утрате эдак тысяч семь рублей?
Вопрос ведь, как обычно, в выборе, он должен быть в пользу эффективности и удобства. Без единой базы данных никакой пластик не нужен вовсе. Без четкой ценовой политики на эти все новинки также нет повода для радости. Без понимания, чья именно система документирования берется за эталон, тоже слишком много вопросов и сомнений.
Чтоб не получилось как всегда пыль в глаза и двадцатикратные расходы населения на самую примитивную услугу — ради галочки и идиотских улыбок высокого начальства.
Фото ИТАР-ТАСС/ Александр Рюмин.