Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
29 мая 2009 09:24

Если на Луне нет воды, значит, выпили… американцы

Поиски льда на естественном спутнике Земли — задача очередной экспедиции Космического агентства США

Ракета «Атлас» стартует 17 июня с космодрома на мысе Кеннеди (США). Она «толкнет» в сторону Луны два зонда, предназначенные для изучения «ночного светила». С их помощью ученые намерены получить ответ на принципиально важный вопрос: есть ли вода на естественном спутнике Земли?

Всем уже давно понятно, что без воды завоевание иных миров представляется крайне проблематичным. А постройка постоянной базы на Луне — и вовсе становится невозможной. Поэтому новая экспедиция просто обязана отыскать воду.

Первый из двух спутников — Лунный орбитальный зонд, оснащенный приборами для составления температурной карты поверхности, которая и поможет определить участки, где может находиться лед. Одновременно зонд способен вести наблюдение за поверхностью в ультрафиолетовом диапазоне, что даст дополнительные шансы обнаружить замороженные моря или озера.

У второго спутника двойное назначение. Сначала с его помощью обследуют лунные кратеры, а затем (это должно произойти в октябре) аппарат безжалостно обрушат на поверхность планеты. Ввиду слабого притяжения Луны, взрыв взметнет в небо частицы грунта на высоту примерно 10 километров, и уже там, используя наземные средства, специалисты попытаются разглядеть признаки воды.

Несмотря на всю «засушливость» Луны, ученые полагают, что она может хранить довольно большие запасы воды. По мнению астрономов, Н2О могло попасть туда вместе с метеоритами, которые постоянно бомбардируют нашу космическую соседку.

С другой стороны, воды может и не оказаться, поскольку вся поверхность нашей соседки доступна солнечным лучам, а отсутствие атмосферы позволяет Солнцу нагревать поверхность до нескольких сот градусов. В таких условиях вода элементарно превращается в пар. А если принять во внимание опять же слабую гравитацию Луны, то кислороду и водороду ничего не остается, как улетучиваться в космическое пространство.

Но ученые все же надеются отыскать уголки, куда никогда не проникают солнечные лучи и царит вечная тень, а, следовательно — температура составляет ниже минус 170 градусов по Цельсию. Если осколки льда с метеоритов когда-либо туда попадали, они никуда не делись и могли пролежать в естественном «морозильнике» миллионы, а то и миллиарды лет. При условии, разумеется, что другие, малоизученные явления — такие, например, как солнечный ветер не размораживают этот «холодильник».

Исследователи прекрасно понимают, что подобных зон вечной мерзлоты мало, а на лунном экваторе точно нет. Но на полюсах имеется реальный шанс их отыскать. На Южном, например, расположен гигантский кратер Айткен диаметром 2500 км. Есть похожие образования и на Северном — кратеры Пери, Эрмит, Пласкетт и Рождественский. Они и станут главными объектами поисков.

Воду на Луне искали всегда, начиная с первых исследователей планеты в 90-х годах прошлого века. Некоторым даже удавалось обнаружить некоторые ее признаки, но, увы, не доказательства. Так, в начале нынешнего года японский зонд «Кагуйя» вернулся практически с пустыми руками после исследования кратера Шеклтон. На сегодняшний день лишь полеты «Аполлона» в 1969 и 1972 годах принесли жалкие молекулы воды, обнаруженные в образцах базальтовых пород.

Наличие воды — главное условие для реализации американского проекта по размещению обитаемой станции на Луне. Ведь если возить ее с земли, то каждый литр обойдется от 3 до 30 тысяч долларов. А ведь вода требуется не только для питья, из нее можно получить кислород для дыхания и водород — для ракетного топлива.

Кстати, многие эксперты отмечают, что, судя по космической активности ведущих зарубежных стран, никакого экономического кризиса в мире нет, а исследовательские программы продолжаются, как ни в чем не бывало. Те же американцы, например, совсем недавно завершили ремонт орбитального телескопа «Хаббл», который теперь сможет еще лет пять вести наблюдение за Вселенной. А Европейское космическое агентство запустило сразу два новейших космических аппарата — инфракрасный космический телескоп «Хершель» и микроволновую космическую лабораторию «Планк». На подходе у европейцев еще несколько программ, в том числе — «Марко Поло». Цель ее — астероид 1999 JU3. Зонд должен приземлиться на небесное тело, взять с поверхности пробы грунта и доставить их на Землю.

В России, как сообщили корреспонденту «Свободной прессы» в Федеральном космическом агентстве, тоже есть аналогичные программы. Например, создается зонд «Фобос-грунт», который должен быть запущен в 2010 году, а в 2012-м доставить на Землю образцы грунта со спутника Марса.

Есть еще программа «Луна-Глоб», которая, правда, во многом копирует еще советские проекты по выбору площадок для последующих посадок спускаемых аппаратов на лунную поверхность.