Мир оказался на грани войны. Ее угроза — крайне серьезна. Неуправляемость и непредсказуемость высшего руководителя КНДР, в руках которого появилось, пусть и несовершенное, но ядерное оружие, представляют реальную опасность не только для Корейского полуострова. Вот почему сюда начинают стягиваться силы ВМС США и Японии, а ряд государств региона привел в повышенное состояние боеготовность своих вооруженных сил.
Чем располагает КНДР
КНДР за последние годы уже не раз проводила «проверку» уровня международной безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
В октябре 2006 г. Пхеньян объявил себя ядерной державой, проведя подземное испытание ядерного устройства. КНДР провела пуски нескольких ракет. Спустя 35−40 секунд после запуска ракеты упали в Японское море, в том числе и в особой экономической зоне России. Одна из ракет немного не долетела до российской территории, рухнув в нескольких десятках километров от порта Находка. В сентябре 2008 года КНДР провела испытания ракетного двигателя, предназначающегося для межконтинентальной ракеты Taepodong-2. Дальность ее полета составляет 6,7 тыс. километров. Таким образом, в радиусе действия этой ракеты, способной нести ядерную боеголовку, оказывается западное побережье США. Еще чуть ранее руководство страны сообщило, что выходит из всех договоренностей с Южной Кореей. Потенциальная опасность северокорейской оборонительной доктрины заключается не только в угрозе агрессии против Республики Корея, но в обладании ядерным оружием. После проведенного в мае подземного ядерного взрыва у Северной Кореи осталось 5 ядерных устройств (на одно устройство примерно 8 кг плутония) и примерно 16−20 кг оружейного плутония.
Конечно, от Ким Чен Ира можно ожидать всего, в том числе и применения ядерного оружия в ситуации, когда в борьбе за сохранение власти у него не останется иного выбора. Но нельзя сбрасывать со счетов и обычные вооружения этой страны. Они немалые, но, главное, имеют мощнейшую в мире диверсионную составляющую. Северная Корея единственная страна в мире, где диверсионные действия введены в ранг важнейшей составной части государственной военной оборонительной доктрины. По мнению многих экспертов, северокорейское военное командование считает, что диверсионно-разведывательная армада в случае выполнения всех поставленных задач дестабилизирует обстановку и не позволит организовать достойный отпор со стороны южного соседа. Считается, что 560-тысячная армия Южной Кореи не сможет в этих условиях противостоять армии Северной Кореи, а 30-тысячная экспедиционная группировка войск США будет блокирована. Дополнительной угрозой, по заявлению командующего войсками США на Корейском полуострове, следует считать и предусматриваемую военной доктриной КНДР возможность использования химического оружия.
Все 56 лет после заключения перемирия с Южной Кореей по 38-й параллели КНДР постоянно готовилась к войне. По американо-южнокорейским экспертным заключениям, на Корейском перешейке, южнее линии Пхеньян-Вонсан дислоцируются более ¾ из общего числа соединений и частей сухопутных войск КНДР, более 1/3 частей и соединений ВВС и ПВО, около 2/3 корабельного состава на передовых базах восточного и западного побережья. Вдоль военно-демаркационной линии на 38 параллели, разделяющей КНДР и Республику Корея, на всем протяжении оборудованы позиции для обороны четырех армейских корпусов. В полосе каждого корпуса прорыто по 4−6 туннелей протяженностью в несколько километров для связи тыловых районов корпусов с зоной демаркационной линии. Практически южные провинции страны превращены в «неприступную крепость» и представляют сплошную зону заграждений. Основу ее составляют многочисленные подземные укрытия, укрепленные районы, районы обороны танковых башен, инженерные заграждения, взрывные и невзрывные заграждения.
Противодесантную оборону восточного побережья осуществляют на первом рубеже два армейских корпуса, во втором эшелоне — механизированный корпус во взаимодействии с береговыми ракетно-артиллерийскими частями Восточного флота. ПВО представлена 2-й зенитно-ракетной бригадой и 2-м боевым авиационным командованием ВВС (5 истребительно -авиационных полков), частью сил корпуса корейских пограничных войск, имея в оперативной глубине 10-й механизированный корпус.
Западное побережье в противодесантной обороне прикрывают два армейских корпуса и один механизированный корпус, имея в оперативной глубине танковой корпус, во взаимодействии с береговыми ракетно-артиллерийскими частями Западного флота. ПВО представлена 1-й и 3-й зенитно- ракетными бригадами, 1-м боевым авиационным командованием ВВС (3 истребительно — авиационных полка) и частью сил корпуса корейских пограничных войск.
Зону Пхеньяна обороняет одна механизированная дивизия, соединения бронетанковых войск, артиллерии, ПВО столицы (пять зенитно-ракетных полков), части охраны министерства государственной безопасности и министерства народной безопасности.
По заключениям американских и южнокорейских экспертов, для частей и соединений, предназначенных для противодесантной обороны западного и восточного побережья, подготовлены оборудованные в инженерном отношении основные и запасные полковые и дивизионные районы обороны, рубежи обороны и рубежи контратак. Особенностью противодесантной обороны является оборудование по кубинскому образцу в скальных грунтах огневых позиций для береговой артиллерии флота и войсковой артиллерии.
Несмотря на то, что Китай в сентябре 2003 г. разместил вдоль границы с Северной Кореей по фронту 1360 км пять дивизий общей численностью около 150 тыс. человек, на севере находятся только части корпуса корейских пограничных войск численностью до 30 тыс. человек.
Какие силы противостоят Северной Корее
Армии КНДР противостоит группировка сил Южной Кореи численностью 691 тыс. чел. (резерв- 4.5 млн.чел.)
Сухопутные войска- 560 тыс. чел., ВВС- 63 тыс. чел., ВМС- 67 тыс. чел., в том числе морская пехота — 28 тыс. чел. Они имеют на вооружении около 50 пусковых установок оперативно-тактических и тактических ракет, 2400 танков; 2600 боевых машин; 9650 орудий и минометов: 609 боевых самолетов; 523 вертолета; 157 боевых кораблей.
Вдоль военно-демаркационной линии на 38 параллели на всем протяжении оборудованы позиции для обороны шести армейских корпусов. Южную часть Корейского полуострова прикрывают части и соединения 2-й армии. Восточное побережье Корейского полуострова в противодесантной обороне прикрывают 4 пехотных дивизии, и эскадра разнородных сил. Западное побережье в противодесантной обороне прикрывают 6 пехотных дивизий) и 2-е эскадры разнородных сил.
Зону Сеула, обороняет Столичный армейский корпус (3 пехотных дивизии и 2 отдельных бригады).
Экспедиционная группировка войск США включает: Сухопутные войска - 27460 чел; ВВС- 8860 чел. Они включают: штаб армии, 1пехотную дивизию; штаб 7-ой авиавионнной дивизии (2- авиакрыла, 5 эскадрильей, 90 боевых самолетов типа F-16, A-10, MH — S91).
Выводы для России
Обсуждение сложившейся ситуации на Корейском полуострове в Совете Безопасности ООН выявили различные подходы к оценке рисков для отдельных стран и, соответственно, различные предлагаемые меры по нормализации ситуации. По оценке многих экспертов, Пхеньян явно пытается привлечь к себе внимание мирового сообщества и, набивает себе цену в торге за власть в ходе возможного объединения двух Корей, и за то что бы превратить испытания ядерного оружия в элемент торга.
Сейчас странам необходимо найти баланс между жесткой позицией и дипломатией, поиском которого обеспокоен в первую очередь Китай. Пока не ясно, на какие ответные меры решится мировое сообщество. Одни из самых очевидных — это ужесточение санкций против Северной Кореи и контроль над ввозом и вывозом товаров, который ранее никогда не осуществлялся.
В этой связи России, на мой взгляд, следует сделать ряд выводов из новой ситуации.
Первое. Пора прекратить лакировать корейскую ядерную и химическую опасность, а совместно с другими государствами на деле, а не на словах выполнять Резолюцию Совета Безопасности ООН. Нам полезно присоединиться и к политико-дипломатическому давлению, принуждая Пхеньян к шестисторонним переговорам. И вместе с КНР сократить военный экспорт в Северную Корею.
Россия готова поддержать жесткую резолюцию в отношении КНДР. Об этом сообщил постоянный представитель России при ООН Виталий Чуркин. Впрочем, он не стал уточнять, будет ли обсуждаться введение дополнительных санкций в отношении Пхеньяна.
Второе. Последние действия Пхеньяна привлекли внимание всего мира к проблемам нераспространения ядерного оружия, несовершенству и разобщенности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, отсутствию международной системы сдержек и противовесов.
Для ликвидации окна противоракетной невидимости и неслышимости в Азиатско-Тихоокеанском регион, Россия обязана ускорить вывод на орбиту военного космического аппарата, который бы обеспечивал своевременную подачу информации об угрозе ракетного нападения. Одновременно ускорить работы по вводу в эксплуатацию РЛС типа «Воронеж» на Дальнем Востоке. Для улучшения ситуации с оценкой определения мощности возможных ядерных взрывов необходимо восстановить систему структур 12-го Главного управления минобороны РФ и национальных технических средств контроля за подземными испытаниями ядерных взрывов, которая была «реформирована».
Третье. Групповые пуски северокорейских ракет и испытания ядерных зарядов создали ситуацию «момента истины» для азиатских государств. Стала очевидной необходимость создания прочной системы азиатской безопасности. Первым шагом может стать формирование Азиатской международной многосторонней структуры, в которой ведущие азиатские страны имели бы постоянную площадку для плановых и регулярных прямых контактов на уровне министров иностранных дел, торговли, министров обороны, предложения которых бы по сложным вопросам выносились на форумы руководителей азиатских стран. Ныне существующие АНЗЮС, СЕАТО, Азиатский банк развития. (АБР), Азиатско — Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), Ассоциация государств Юго — Восточной Азии (АГЮВА), Комиссия Южно — Тихоокеанского региона (КЮТР), Форум Южно — Тихоокеанского региона (ФЮТР), Южноазиатская Ассоциация регионального сотрудничества (ЮАРС), Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС), Центрально Азиатское сотрудничество (ЦАС) не включают все страны Азии, а только государства одного региона. Существующие региональные конфессиальные структуры, как например Конференции исламских государств, тоже не в состоянии решать множество сложных международных вопросов безопасности.
По аналогу с ЕС, в Азиатском регионе должно начаться формирование такой всеобщей структуры, но этому всячески противится Вашингтон, принципиально отметая идею многополярного мира. Нравится или не нравится это США, но в этой структуре должны быть представлены все крупные азиатские страны (Индия, Китай, Россия, Пакистан, Корея, Япония, Индонезия, Таиланд, Иран). И Россия призвана возглавить этот процесс.
Анатолий Цыганок — руководитель Центра военного прогнозирования, полковник