Начальник Генштаба России генерал армии Николай Макаров сделал сенсационное заявление для прессы. По его мнению, «сегодня грузинская армия вооружена лучше, чем в августе 2008 года». Он не стал детализировать эту информацию. Но, понятно, что военный чиновник такого уровня пользуется данными военной разведки. А это значит, что она, несмотря на обеспечение американскими спецслужбами полной закрытости «гуманитарных грузов», доставляемых в грузинские порты кораблями США, сумела вычислить, что на самом деле получил Саакашвили от дяди Сэма в виде этой помощи.
Не дал Макаров и прямого ответа на вопрос: ожидает ли наше минобороны в этом году повторения грузинской агрессии на Южном Кавказе? Прозвучал лишь невнятный намек на то, что, мол, военные обязаны информировать руководство страны о ситуации, а то само делает выводы и принимает решения.
Попробую и я, на основе имеющихся данных, сделать соответствующий анализ. Скажу сразу, что, по моему мнению, даже получив достаточное вооружение от американцев и других «сочувствующих», Грузия не в состоянии сегодня начать боевые действия. Обосную почему.
К началу операции «Чистое поле» в боевом составе грузинской армии насчитывалось 29 902 человек. Кроме того, в Департаменте охраны границы числилось 6703 человека, в ВМС — от 1500 до 2300 моряков, в ВВС — 1300 авиаторов. Численность Национальной гвардии — 2300 человек. До прошлогодних боевых действий в Сухопутные войска входили: 5 общевойсковых бригад, отдельная бригада специального назначения, отдельная артиллерийская бригада.
На вооружении Сухопутных войск имелось: 205 танков (40 ед. Т-55АМ, 39 — Т-72Б1, 75 — Т-72М, 51 — Т-72 АВ); 231 — ББМ (60 — БМП-1, 66 — БМП-2, 5 — БРДМ-1, 40 — БТР-80,20 — МТ-ЛБ, 40 — Кобра); 373 единицы различных артиллерийских систем калибра более 100 миллиметров. В составе ВВС имелось шесть эскадрилий. Две ударные, состоящие из Су-12, одна смешанная — из Ми-8, Ми-24, две транспортные — из Ми-8 и UH-1H, одна учебная. Имелась также эскадрилья беспилотных самолетов разведчиков (БПЛА — Hermes 450). Но вооружении авиации Грузии было также 5 штурмовиков СУ-25Т (производства СССР); 5 СУ-25 Scorpion (произв. СССР, модернизирован в Грузии израильской компанией «Elbit system»); 2 истребителя МиГ-21 (произв. СССР); 10 легких штурмовиков L-159 ALCA (Advanced Light Combat Aircraft, произв. Чехословакия).
На вооружении грузинских ВВС находились дополнительно 25−26 боевых вертолётов, из них: 3 вертолета Ми-24 (произв. СССР);6 вертолетов «Ирокез» (произв. США); 3−4 транспортных вертолета Ми-6(произв. СССР); 13−14 транспортных вертолета Ми-8, Ми-14 (произв. СССР).
В системе ПВО имелось 7 зенитно-ракетные комплексов (ЗРК) С-125 («Нева») (CCCР); 35 зенитно-ракетных комплекса (ЗРК) «Стрела-10» различных модификаций (CCCР); зенитные самоходные установки ЗСУ-23−4 «Шилка» (CCCР); зенитные установки (ЗУ)-23−2 (CCCР); переносные зенитно-ракетных комплексы (ПЗРК) «Игла» и «Стрела» (CCCР). ПЗРК «Стингер» американского производства.
На вооружении грузинских ВМС числилось: скоростные пограничные катера, более известные как «Гриф», в количестве пяти, два больших десантных корабля; ракетные катера «Диоскурия», «Тбилиси», артиллерийские катера «Батуми», «Ахмета», сторожевые катера «Иверия», «Местиа», «Кутаиси», «Цхалтубо», «Гали», три малых 3,5-тонных катера типа «Аист», два малых десантных корабля проекта 106К «Гурия», два десантных катера проектов 1176 МDK-01 и МDK-02; большие гидрографические катера DHK-81 иK-82; вспомогательное судно «Псоу».
В береговой охране числились: патрульный корабль Р-22 «Аети» — бывший германский базовый тральщик М 1085 Minden типа Lindau; переоборудованный в 1992—1993 годах из среднего рыболовного сейнера, патрульный корабль Р-101 «Кодори», сторожевой катер Р-21 «Георгий Торели», сторожевые катера проекта 1400М — 8 единиц с номерами Р-102 — Р-104 и Р-203 — Р-207, два сторожевых катера типа Point, переданные США из береговой охраны США в состав грузинской БО, два малых 11-тонных катера типа Dountless, построенных по грузинскому заказу американской фирмой SeaArk Marine; девять малых 3,5-тонных патрульных катеров типа «Аист» (проект 1398).
В составе береговой артиллерии в дивизионе береговой обороны 27 — 100-мм орудий береговой обороны, в бригаде морской пехоты 10 боевых машин пехоты, 2 бронированных машины и 1 реактивная система залпового огня БМ — 21 «Град».
Потери Грузии в ходе прошлогодних боев. В войсках Грузии (по состоянию на 19 августа 2008) погибли 215 человек. Кроме того, ранения получили 1 469 человек. Обладая полным превосходством в воздухе, российские ВВС уничтожили на земле все 12 грузинских бомбардировщиков, 6 штурмовиков Су-25, 1 — Ми-24, 1-Ми8, 2 беспилотных самолета. В Поти потоплены все находившиеся там в то время корабли грузинских ВМС (40%). Нашими войсками в ходе боев захвачено до 150 единиц боевой техники грузинских вооруженных сил, из них 65 танков. 44 грузинских танка Россия забрала себе. Остальные уничтожены, поскольку были либо неисправны, либо представлены старыми модификациями. В ходе операции были захвачены также пять ЗРК «Оса», 6 турецких колесных БТР «Соbra», 15 единиц БМП-215, четыре чешские САУ «Dana», 7 122 -мм гаубиц Д-30, 2 100- мм противотанковых орудия. Значительное количество техники было также взято в качестве трофеев на грузинских военных базах. Сообщается о брошенных в Гори 15 танках (вероятно, модернизированной версии T-72-SIM-1), нескольких десятках бронированных машин и артиллерийских систем вместе с боеприпасами. Часть боеприпасов была уничтожена, часть вывезена в Россию. С базы Сенаки вывезено 1728 единиц стрелкового оружия, включая 764 американских карабина М4, 28 пулеметов М-40 и 754 автомата АК.
Западные СМИ сообщают также о том, что российские подразделения уничтожили 15 единиц надводных судов, в том числе несколько торпедных катеров.
В Зугдиди изъяты три американские установки по разминированию. В Поти изъяты несколько бронированных «Hammer» с устововкими наведения самолетов на цели. Спецназ захватил несколько израильских БПЛ и приборы электронной разведки, включая сверхсекретное оборудование, использующееся для наблюдением за Ираком.
Таким образом, сухопутные бригады были разгромлены полностью. ВМС потерял 50 кораблей. Танковые войска уменьшились на 55%. ВВС сократилась на 50%.
За 10 месяцев, прошедшие после августовской агрессии, корабли США, постоянно доставляющие в Грузию «гуманитарную помощь», конечно, смогли успеть восстановить вооружения Грузии. Тем более, что никто этого и не скрывает. Недавно в гостях у Саакашвили побывал второй по рангу человек в Пентагоне генерал Джеймс Картрайт.
Он заявил, что грузинская армия «будет продолжать расти как в количественном, так и в качественном отношении и будет снабжена всем необходимым вооружением», а также, что «стало проще понимать, в чём заключаются приоритеты подготовки грузинской армии, и то, какие новые виды вооружения ей необходимы».
Вскоре после того, как высокопоставленный американский генерал нанёс визит в Грузию. СМИ сообщили, что Турция также начала снабжать грузинскую армию, военно-воздушные силы и спецслужбы военной техникой в добавление к уже поставленным «60 БТРам, двум вертолётам, огнестрельному оружию и боеприпасам, телекоммуникационным и навигационным системам и военному транспорту на сумму в 730 000 долларов». В сообщениях СМИ говорилось также, что «в будущем планируется поставить ещё больше бронетехники, ракет, изготовленных в Пакистане, высокоскоростных катеров и боеприпасов».
Так что не приходится сомневаться в том, что оружия в Грузию ее дружки уже навалили и еще навалят. Но проблема в человеческом факторе. Прежняя армия Грузии была оснащена советско-российской техникой, которая большинству населения известна по службе в Советских Вооруженных силах. И то грузины плохо ее освоили. Нынешние вооружения — «чужие», инструкции написаны на незнакомом языке. Быстро эту технику «грузинские парни» освоить просто не в состоянии. Даже с помощью американских инструкторов. Исходя из этого, думаю, ожидать грузинскую агрессию на юге Кавказа можно не раньше, чем через полтора-два года. Но то, что генерал Макаров заранее забил тревогу, может быть, и к лучшему. Ведь наша армейская машина неповоротлива, так же как и государственная. Пока до них дойдет, американская «гуманитарная помощь» уже начнет стрелять и убивать.
Анатолий Цыганок — полковник, руководитель Центра военного прогнозирования.
Фото [*]