
Президент РФ Владимир Путин подписал указ о реализации пилотного проекта по изменению уровней профессионального образования. Инициатива предусматривает введение базового высшего (срок — от 4 до 6 лет) и специализированного высшего образования (от года до трех).
Указ предусматривает два уровня высшего образования — базовое и специализированное, а также аспирантуру.
Важно отметить, что в «пилоте» разрешается обучение в магистратуре после специалитета. Но такое образование не будет считаться вторым высшим.
Профессор кафедры европейских исследований СПбГУ Наталья Еремина называет данный указ попыткой прийти к компромиссу. Но, по ее словам, данное решение никого толком не удовлетворит, поскольку оно не соответствует интересам, целям «ни российской науки, ни бизнеса, ни образования».
«С одной стороны говорится, что есть возможность получения образовании по системе бакалавриата — четыре года, специалитета — пять лет и еще и шесть лет — более углубленный. Что, конечно, всегда у нас ассоциировалось с медициной. Я не понимаю сегодня, зачем государству тратить такие деньги, чтобы в рамках гуманитарных специальностей заставлять людей учиться шесть лет», — пояснила эксперт.
Еремина напомнила, что вузы уже переживали стресс, когда переходили на систему баклавриата, когда нужно было пересматривать всю программу, и подгонять, «сузить» ее под четыре года и растянуть для магистратуры.
«В результате у нас создались очень странные гибриды, когда стало возможным после баклавриата поступать на магистратуру на другие специальности. У нас были прецеденты, когда к нам шли люди с образованием, связанным с консервным производством. Были те, кто закончил экономический факультет, но ничего не знают про историю и дипломатию. При этом приходили, конечно, люди, которые закончили соответствующий профиль, и им было просто скучно целый год уделять тому, что они изучали в рамках баклавриата», — уточнила профессор.
Все это повлияло и на аспирантуру. Систему подготовки начали воспринимать, как «еще три года вы слушаете курсы, не понятно зачем, хотя нужно уже специализироваться на конкретной теме и ее вести».
«Повторюсь, это попытка найти компромисс. Кто четыре года, кто шесть лет, по сути, теперь выбирает вуз. Некоторые университеты действительно говорили, что у них есть программы шестилетки, и им будет сложно перестраиваться. Но я лично не понимаю трату государственных денег на это. Лучше б увеличили бюджетные места, которые из года в год сокращаются. Потратили бы эти средства сюда, особенно на актуальные специальности. Ну, нечего гуманитарию в вузе читать книги шесть лет. Нужно уже работать и приносить пользу стране», — заявила Еремина.
Она напомнила, что в России итак удлинили систему школьного образования. По словам профессора, очевидно: «этот год не дает ничего». И опять — это огромные деньги.
«Когда люди пересиживают, будь то школа или вуз, они могут даже потерять элементарно какие-то установки, ориентиры. В конце концов, человек понимает, что он впустую просидел несколько лет, например, в магистратуре, а мог уже работать и зарабатывать. Это лишние психофизические затраты. А все-таки наше государство заинтересовано в специалистах, которые работают, а не просиживают в вузах», — заключила Еремина.
Ранее заслуженный учитель России Евгений Ямбург заявил, что в новом учебнике по истории необходимо собрать хорошую доказательную базу с фактами.