Поклонники творчества Джоан Роулинг 31 июля отмечают день рождения Гарри Поттера. Доцент кафедры химии и биотехнологии пермского политехнического университета (ПНИПУ), кандидат химических наук Ольга Бахирева назвала реально существующие аналоги магических зелий.
Так, Феликс Фелицис или «жидкая удача» — волшебный напиток, который привлекает в жизнь выпившего его удачу и успех. Таким образом на человека действуют антидепрессанты. В прошлом депрессию лечили по-разному. В античном мире — рвотными и слабительными веществами, в эпоху Возрождения — вином и солнечными ваннами. В XIX веке депрессию стали лечить раствором камфоры в винной кислоте.
«Принимали и средства, которые в наши дни запрещены для продажи, некоторые из них признаны наркотическими», — уточнила Бахирева.
Сыворотка правды в магическом мире «Гарри Поттера» заставляет выпившего ее говорить только истину. В реальности ее принято называть анестетическое вещество тиопентал натрия (или пентотал натрия). При введении в организм оно уменьшает метаболическую активность мозга, тем самым замедляя мыслительный процесс.
Амортенция — мощное приворотное зелье. Любовь оно сотворить не может, но способно создать сильное влечение к тому, кто приготовил напиток. В действительности Шпанская мушка (кантаридин) — один из самых давних гомеопатических препаратов, направленных на повышение женского либидо и восстановление расстройств гормонального фона.
«Эффективность доказана как для женского, так и для мужского организма. Причем, доказали этот факт еще во времена знаменитых мушкетеров», — пояснила эксперта пермского политеха.
В современном исполнении кантаридин выпускается в виде капель и, как и в давние времена, имеет полностью натуральный состав.
Напиток живой смерти является сильным усыпляющим средством в волшебном мире. Его аналоги встречаются и в других литературных произведениях. Например, «мертвая вода» — снотворное, которое выпила Джульетта. В 1903 году немецкий химик Герман Эмиль Фишер разработал снотворное — веронал.
«Это средство оказывает успокаивающее действие, погружает в глубокий сон… Фишер был под большим впечатлением от творчества Шекспира, и натура ученого поддалась романтическому настроению. А потому первый барбитурат, предложенный для применения в медицинской практике как снотворное средство, был назван в честь родины Ромео и Джульетты — Вероны», — рассказала Бахирева.
Ранее ученые рассказали о неожиданной пользе алкоголя.