 «Субсидии банкам по льготной ипотеке больше, чем бюджет получит от повышения НДС…»
				Татьяна Куликова
				
				«Субсидии банкам по льготной ипотеке больше, чем бюджет получит от повышения НДС…»
				Татьяна Куликова
			Психолог, основатель Центра стратегического коучинга и психотерапии Дамиан Синайский прокомментировал исследование ВЦИОМ, что только 12 процентов россиян полагают, что в «Черную пятницу» продают товары с большой скидкой.
Ранее ВЦИОМ обнародовал данные опроса, что только 12 процентов наших сограждан считают, что в «Черную пятницу» товары продают с большой скидкой. Четверть респондентов — 25 процентов — думают, что найти товары со скидкой трудно, но можно. Еще 23 процента участников исследования сообщили, что цены — как в обычные дни, скидок нет, а 15процентов уверены, что цены в день распродаж даже выше, чем в обычные дни.
Стоит напомнить, что ежегодно в последнюю пятницу ноября часть магазинов проводят акцию «Черная пятница» — день значительных скидок и распродаж. В этом году акция пройдет 24 ноября.
Дамиан Синайский обратил внимание, что зависимость от скидок и распродаж присутствует у покупателей во всех странах: «Я читал, что знаменитый актер и мультимиллионер Леонардо Ди Каприо обожает скидочные карточки. Что касается нашей страны, падкость на деньги, пожалуй, имеет глубинную родовую травму, которая кроется в тотальной бедности наших родителей: революция, гражданская война, потом Великая Отечественная, экономика всеобщей уравниловки… И вдруг — капитализм, с его всеобщим потреблением и изобилием. Но бедность за одно поколение из души не вытравишь. А потому, когда с Запада, в красивой и яркой обертке пришла „Черная пятница“ со скидками на товары до 70 процентов — мышеловка захлопнулась — бедность, халява, желание красивой жизни, скупость, жадность, синдром Плюшкина — все сошлось в одной точке».
Вместе с тем, как отметил собеседник «Свободной Прессы», торговые сети устраивают «Черные пятницы» с единственной целью — заработать большие деньги, увеличить денежный поток, продать устаревшие вещи, избавиться от накопившихся товаров, освободить склады для новых товаров, чтобы потом опять устраивать распродажи: «Устраивая бесконечно, как называют в Америке, „крысиные бега“ они снова и снова зарабатывают на наивности покупателей. Для торговых сетей данный процесс бесконечен: деньги — все, забота и честность — ничто».
Продавцы научились гениально использовать для манипуляции «эффект привязки», или, по другому «эффект якоря» — наиболее известное и распространенное когнитивное искажение, влияющее на процесс мышления, пояснил психолог: «Например, человек планирует купить телевизор и потратить 40 тысяч рублей. Первый телевизор, который предлагают ему в магазине, или в выдаче поисковика, стоит 130 тысяч, что выглядит как слишком дорогой, а потому неподходящий вариант. Цена второй предложенной модели — 60 тысяч — на фоне первого варианта, данная цена уже не воспринимается как очень высокая. То есть, цена первого телевизора оказывается „якорем“, который служит точкой отсчета для дальнейших оценок „дорого-не дорого“, влияя на оценки. Таким образом, возникает „эффект привязки“, состоящий в том, что человек при принятии решения полагается на элемент информации, полученной первой, и все последующие данные оценит, соотнося их с первым элементом».
Эксперт уточнил, что существуют «три кита» на которых стоит обман покупателей: «Это плохая память покупателей, когда они не запоминают, сколько вещь стоила пару недель назад. В магазинах оставляют на ценнике действующую стоимость, но сверху надписывают цену повыше, перечеркивают ее и — вуаля! Второй фактор — проблемы с математикой у большинства покупателей, когда они не могут рассчитать точную сумму скидки. Например, 30 процентов от 10 тысяч рублей это три тысячи. Но по мнению продавцов — это полторы, максимум — две тысячи рублей. И третий аспект — трудность с самоконтролем, которую продавцы беззастенчиво эксплуатируют, придумав „красивое название“ — импульсная покупка. Когда во всех СМИ и на ТВ ажиотаж, покупатели делают заказы, не обращая внимания на стоимость».
«Таким образом, надо быть слишком наивным, чтобы ждать скидок с целью экономии», — резюмировал Дамиан Синайский.