Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Экономист оценила план Минэкономразвития «осчастливить» россиян новым налогом

2085

Доцент Департамента международного бизнеса факультета международных экономических отношений Финансового университета при правительстве России Ирина Абанина прокомментировала инициативу Минэкономразвития переложить систему долговременного ухода за престарелыми россиянами и инвалидами на самих граждан.

Ранее замглавы Минэконома Татьяна Илюшникова и директор департамента развития социальной сферы и сектора некоммерческих организаций этого ведомства Святослав Сорокин в соавторстве с другими экспертами в статье «Подходы к внедрению системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами в России в сравнении с другими странами», опубликованной в журнале «Экономическое развитие России» выдвинули инициативу, что систему долговременного ухода за пожилыми гражданами и инвалидами можно финансировать за счет добровольного, а в перспективе — обязательного страхования, по аналогии с пенсионными взносами, которые уплачиваются с дохода работников. При этом, авторы полагают, что ставка должна быть низкой — до 0,5 процента от зарплат, чтобы «не создавать финансового давления на граждан».

В свою очередь Ирина Абанина напомнила, что в ряде регионов страны внедрена типовая модель системы долговременного ухода (СДУ) за гражданами пожилого возраста и инвалидами: «Деньги предоставляются из средств бюджетов регионов и федерального бюджета. При этом, есть возможность софинансирования самими гражданами дополнительных услуг».

Собеседник «Свободной Прессы» обратила внимание, что в связи с тенденциями старения населения и увеличения ожидаемой продолжительности жизни, можно предвидеть необходимость в повышении уровня финансирования систем долговременного ухода. Таким образом, возрастает актуальность привлечения средств из нескольких источников и создание для этого соответствующих инструментов и механизмов. В качестве одного из таких механизмов в экспертных дискуссиях рассматривается страхование СДУ. Среди аргументов в пользу внедрения такого страхования, можно отметить формирование фонда для предоставления помощи; расширение перечня льгот и услуг; обеспечение выплат пособий".

Вместе с тем, как указала экономист, основным аргументом против внедрения страхования СДУ является возрастание финансовой нагрузки на граждан: «По данным Росстата, почти 20 процентов населения России по итогам прошлого года получили доходы ниже, или близкие к величине МРОТ. Соответственно, дополнительные отчисления для них неприемлемы. Даже разделение доли отчислений на страхование между работниками и работодателями не решит проблему финансового бремени. Кроме того, до внедрения страхования систем дополнительного ухода, необходимо проработать широкий круг вопросов. Нужен четкий перечень групп получателей помощи; необходимо определить круг предоставляемых услуг, нужно достигнуть единообразия при определении нуждаемости в дополнительных услугах во всех регионах страны; проработать варианты гибких ставок страховых взносов, обеспечивающих справедливое распределение финансового бремени в обществе».

Доцент Финансового университета убеждена, что программы страхования систем дополнительного ухода, в любом случае, не должны заменять государственное финансирование.

«СДУ могут служить дополнением к государственному финансированию для расширения возможностей оказания помощи. Таким образом, на мой взгляд, более приемлемым подходом может стать внедрение добровольной системы страхования, основанной на гибких программах с разным спектром дополнительных услуг дополнительного ухода», — резюмировала Ирина Абанина.

Новости дня
Цитаты
Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Борис Шмелев

Политолог

Фоторепортаж дня