Вице-спикер Госдумы Борис Чернышов направил обращение главе Минцифры Максуту Шадаеву с предложением обязать игровые платформы согласовывать с родителями покупки, которые совершают их дети в видеоиграх. Также речь идет о возможности разработки нормативных актов, обязывающих игровые платформы обеспечивать прозрачность транзакций.
Директор по развитию направления игровой индустрии университета «Синергия» Михаил Пименов в беседе со «Свободной Прессой» заявил: идея сама по себе направлена на защиту детей. Но нередко бывает, что реализация на практике сопряжена с различными техническими, юридическими и организационными сложностями.
«Важно понимать, что запретительные меры не всегда эффективны, и проблема не столько в играх как цифровых продуктах, сколько, с одной стороны, в отсутствии финансовой грамотности среди населения, а с другой — в отсутствии контроля времяпрепровождения детей со стороны родителей», — отметил эксперт.
Согласен с Пименовым директор Межконтинентальной киберспортивной лиги, экс-президент федераций компьютерного спорта России и Москвы Александр Горбаченко. Он подчеркнул, что, несмотря на многочисленные предупреждения о действиях мошенников, многие даже взрослые люди излишне легкомысленно относятся к финансовой безопасности. Например, передают детям мобильные телефоны с доступом в онлайн-банк, сохраняют на компьютере пароль от личных кабинетов, в том числе финансовых приложений и банковских аккаунтов.
«Если родители хотят, чтобы ребенок безопасно пользовался банковской картой, следует установить ему определенные лимиты на ежедневные списания. А собственные деньги необходимо защищать двухфакторной аутентификацией. Что касается внутриигровых покупок на игровых площадках, то важно понимать, что все покупки там должны делаться строго с разрешения родителей. Особой проблемы тут нет. Если ребенок начинает бесконтрольно тратить родительские деньги на виртуальные покупки, то это отдельные единичные случаи, обусловленные родительской безалаберностью или проблемами воспитания и психики у детей», — пояснил Горбаченко.
Преподаватель кафедры киберспорта университета «Синергия» Даниил Аржаков уточнил «СП», что игровая индустрия, особенно при модели монетизации «Pay to win» (заплати и победи), предлагает легкий способ получения положительных эмоций. Юным пользователям с неокрепшей психикой и слабыми волей бывает сложно устоять перед соблазном. В свою очередь, как и в лотерее, для разработчиков это отличный способ опустошить кошельки компьютерных «лудоманов».
«Я полностью согласен с тем, что игровая индустрия нуждается в механизмах защиты детей от подобных „игр на реальные деньги“. Идея о том, что родители должны иметь право на возврат средств, если несовершеннолетние дети потратили деньги без их согласия, также является актуальной и заслуживающей внимание. Однако реализовать эту идею можно будет только в случае принятия на законодательном уровне соответствующих нормативно-правовых актов, которые обязали бы разработчиков вводить механизмы возврата электронных товаров, если транзакции не были одобрены родителями», — сказал эксперт.
Одновременно такие меры могут создать дополнительные сложности для отечественных видеоигровых разработчиков, для которых такое требование будет невыгодно и в ряде случаев трудновыполнимо, добавил Аржаков.
Ранее стало известно, что вводить штрафы за посещение запрещенных в России ресурсов при помощи VPN-сервисов не планируется.