
Профессор кафедры труда и социальной политики РАНХиГС, директор НОЦ социального развития Любовь Храпылина в эфире Радио «Комсомольская правда» прокомментировала сообщение из СМИ о подготовке плана по выявлению трудоспособных неработающих россиян.
По ее словам, свободно избранная занятость, она на то и свободно избранная, что рабочая сила принадлежит конкретному человеку. Эксперт считает, что распоряжаться через административные мотивы ресурсами не получится.
«Во-первых, надо очень серьезно тогда изменить законодательство, включая Конституцию. Это один момент, а второй момент — нужно помогать людям, разъяснять, просвещать, какие формы занятости для них наиболее удобны. Свободно избранная занятость, еще раз подчеркну, связана с самим человеком. Его рабочая сила — это его собственность. Поэтому, безусловно, административными мерами, что запрещено в законодательстве, лишать его этого права никто не может. Вопрос может быть о более разумном и правильном, и доступном консультировании, о той же самозанятости, о том, что делать, если за членом семьи ухаживает человек. Ну не все упирается только в конкретный трудовой договор. Очень много других есть вариантов, поэтому, конечно же, таким наскоком вдруг заставить всех почему-то рассказать, почему они не заняты, что они там делают — все суды будут выигрывать люди при такой упорной попытке как-то навязать эту самую занятость. Поэтому все-таки надо более серьезно отнестись к вопросам самозанятости, к вопросам, которые касаются вот таких форм, о которых я сказала семейными отношениями, услугами внутри семьи в силу разных обстоятельств. Например, когда люди по состоянию здоровья, но не имея инвалидности, все-таки не могут работать. Поэтому просто вот сбросить со счетов ситуацию жизненную, обстоятельства, которые привели к тому, что человек официально не оформлен, недопустимо», — сказала она.
Храпылина отметила, что теневая, «серая» занятость должна контролироваться надзорными органами и теми структурами, которые следят, чтобы работодатель работал грамотно, и работники не были обижены в плане социальной защиты.
«На это никак не повлиять, только поставить статистический плюс, что мы это сделали. Потому что за каждым человека с ружьем и камерами не поставишь. Каждого заставить в обязательном порядке оформлять каждую свою секунду вот этих отношений. Пол помыл, например, у соседа, что сразу же оформлять? Поэтому не надо все отношения, которые не приводят к так называемой продуктивной занятости, дающей определенную прибыль и работодателю, и работнику, рассматривать как незанятость», — подытожила она.
Ранее «СП» сообщала, что за 2024 году в России обнаружили 829 тысяч нелегально трудящихся работников. При этом в 2023-м их было меньше — 795 тысяч.