
Дискуссии о том, нужно ли вводить в школах экзамен по истории даже не в рамках ЕГЭ, идут давно. Единого мнения у специалистов по этому проводу нет.
Поручение создать единый учебник, где была бы четкая хронология исторических событий и их официальная оценка, дал еще в 2013 году президент РФ Владимир Путин. Тогда, 12 лет назад, по школам «ходили» более 50 разных учебников с разными вариантами истории нашей страны.
С 1 сентября 2023 года в школах используют новые учебники для 10−11-х классов. А в конце 2024-го девять новых учебников по истории России и всеобщей истории для 5−9-х классов вошли в Федеральный перечень.
Президент Российской академии образования Ольга Васильева еще в 2023 году выступала за введение обязательного экзамена по истории в школах. Но в мае 2024-го глава Рособрнадзора Анзор Музаев говорил, что увеличение количества часов на изучение истории в школе не приведет к тому, что предмет сделают обязательным для ЕГЭ.
Адвокат, общественный деятель Дмитрий Аграновский объяснил «Свободной Прессе», что с одной стороны, историю, особенно нашего государства, «давать нужно» чем больше, тем лучше. С другой — надо понимать, что такое история.
«История — это пропаганда, растянутая или вытянутая по времени. Она у всех разная. Советская история одна, антисоветская — прямо другая. У монархистов одна история — у коммунистов другая. Вопрос в том, какую преподавать. Как идеология… Да, есть сейчас единый учебник. Он содержит более взвешенные оценки, чем предыдущие. Хотя, и он тоже половинчатый. Но у нас сегодня очень сложная вообще задача с исторической точки зрения. Что и как рассказывать людям? Возьмите Мавзолей именно в этом году — и смех, и грех. С одной стороны, ужасно, что он опять задрапирован, но задрапирован он тканью, на которой рисунок парада, где наши войска идут мимо Мавзолея. Вот такая, к сожалению, история. Государство еще само не определилось, какая версия ему нужна», — пояснил собеседник издания.
Он обратил внимание на некоторые интересные моменты. Так, президент США Дональд Трамп заявил, что американцы чуть ли не в одиночку выиграли Вторую мировую войну. А, к примеру, в турецких учебниках турки выиграли битву при Синопе, а в наших — наоборот.
На вопрос «СП», нужно ли подключать к урокам истории тех людей, которые эту историю собственно и куют, например участников СВО, Аграновский ответил: «конечно, 100%».
«Я помню, с каким удовольствием и интересом мы в школе слушали ветеранов Великой Отечественной войны. Они тогда еще были как раз сравнительно молодые. Так что если участники спецоперации будут в силах что-то такое рассказать, будет здорово. Среди ветеранов образованных людей сейчас априори немало, потому что война стала другой — более технологической. Поэтому много тех, кто знает, имеет достаточно высокий уровень развития. Конечно, их надо привлекать. Они видели врага в лицо, у них и менталитет другой», — уточнил адвокат.
Аграновский добавил, что русских, как показывает исторический опыт, можно обмануть, но нельзя победить. И та самая военная составляющая — что до революции, что после нее — всегда была «преимуществом нашей цивилизации».
Ранее он говорил, что в течение 30 лет до СВО из россиян готовили просто производственный винтик для системы периферийного капитализма. И поэтому из людей надо было выбить любые мысли о величии, любую память.