
Российский союз промышленников и предпринимателей выяснил, что в РФ выросло число компаний, планирующих сокращать свои расходы. Если в январе их доля составляла 58%, то в мае уже 74%.
Предприниматель, сооснователь компании «Рабочее решение» Олеся Валиуллова объяснила «Свободной Прессе», какие категории персонала могут в первую очередь попасть под сокращение. В-первую очередь, речь идет об административном персонале: секретариате, части HR-отдела, сотрудниках бэк-офиса, которые не связаны напрямую с продажами или деятельностью компании. То есть те, чьи обязанности можно автоматизировать через ИИ или передать на аутосорс.
Во-вторых, — Middle менеджеры. В некоторых случаях оптимизация касается тех, кто не демонстрирует достаточной эффективности. В-третьих, — отдел маркетинга, который чаще важен для стратегического развития компании, но в основном это затратная часть.
В-четвертых, — производственные работники. Их сокращение происходит в случае резкого падения спроса на продукцию. Данные сотрудники — основа операционной деятельности. Часто до этого применяются альтернативные меры: сокращение смен, неполная занятость или поиск временный персонал.
Наконец, IT-специалисты. Как правило, они страдают меньше всего, особенно те, кто занимается поддержкой или разработкой продуктов.
«В целом, в первую очередь сокращаются те, кто является поддержкой и затратами, а не генерирует продажи и обороты, и чьи функции можно заморозить без ущерба для бизнеса. На мой взгляд, риски потери квалифицированных кадров при длительной заморозке найма, это, во-первых, утечка мозгов и отток. Эффективные сотрудники найдут применение своим компетенциям вне организации, перейдя к прямым или косвенным конкурентам. Туда же перейдут накопленные знания, полезные контакты, клиенты. Во-вторых, — общий регресс в процессах. Отсутствие свежей рабочей силы может привести к рискам, связанным со снижением конкурентоспособности и регрессом в бизнес-процессах», — отметила Валиуллова.
Кроме этого, к рискам можно отнести повышенную нагрузку на персонал. Ограничение процесса набора новых сотрудников неизбежно увеличивает нагрузку на тех, кто остается. Это может привезти к профессиональному выгоранию, конфликтам в коллективе, снижению уровня вовлеченности и мотивации, ухудшению качественных показателей труда и общей эффективности процессов.
«Конечно, здесь и издержки рекрутинга в будущем. По мере восстановления рынка кадровые потребности возрастают, и тогда организация сталкивается с ожесточенной борьбой за высококвалифицированный персонал. Потребуется значительное увеличение расходов на оплату труда, временных затрат и усилий на подбор и последующую интеграцию новых сотрудников, что оказывается гораздо более дорогостоящей мерой по сравнению с сохранением существующих кадров», — уточнила предприниматель.
Наконец, потеря квалифицированных кадров влияет на репутацию работодателя. Негативная динамика в кадровой политике также негативно сказывается на имидже компании.
По мнению сооснователя «Рабочего решения», идет перестройка модели занятости и организации труда. И это будет иметь долгосрочные последствия. Кризис стал катализатором структурных сдвигов на рынке труда.
«Ускоряются такие процессы, как автоматизация, цифровизация. Снижается потребность в рутинных позициях и офисах. Оргструктуры становятся гибче, фокус смещается на компетенции, аутсорсинг и фриланс. Компании будут „бережливее“ при процессе найма персонала. Это не временная экономия, а перестройка модели занятости, требующая более квалифицированных и одновременно гибких сотрудников», — заключила Валиуллова.