
Текущие домашние задания в школах необходимо отменять. Об этом заявил на ПМЭФ вице-спикер Госдумы Владислав Даванков.
Парламентарий назвал их «абсолютной бессмыслицей». И рассказал, что через ChatGpt проверяет домашние задания, которые сын сделал в DeepSeеk.
«Текущие домашние задания нужно или отменить, или полностью переделать в те, которые бы помогали детям думать», — уточнил депутат.
Ведущий российский исследователь в области цифровых видов спорта, кандидат педагогических наук Елена Скаржинская в интервью «Свободной Прессе» поддержала инициативу Даванкова. И не только потому, что современные учащиеся все чаще делают домашнюю работу с помощью ИИ.
«В советское время, когда я была членом шахматных спортивных команд, не во время летних каникул, а в период межсезонья, когда мы находились в лагерях на базе „Молодой гвардии“ и „Артека“ и участвовали в турнирах, нас обучали по новым методикам без обязательных домашних работ. На занятиях мы занимались с технологическими средствами обучения, а в свободное время просто играли в шахматы и занимались другими видами деятельности в рамках дополнительного образования. Потому что высокотехнологичная педагогика максимально эффективно использовала учебное время в классе», — пояснила собеседник издания.
По словам Скаржинской, в освободившееся время дети могут заниматься разными активностями, например, играть онлайн в шахматы на отечественных платформах. Такие образом, можно воспитать поколение, обладающее естественным интеллектом.
IT-эксперт факультета игровой индустрии и киберспорта «Синергии» Даниил Аржаков считает, что отменять домашние задания полностью — это крайность. Но их текущий формат действительно требует серьезного пересмотра. Большинство заданий — шаблонные, повторяются год за годом и легко генерируются при помощи ИИ.
«Дети уже активно используют нейросети, и бороться с этим бесполезно — нужно адаптироваться. Вместо запретов стоит учить школьников правильно работать с ИИ: строить промты, проверять информацию, анализировать результаты и развивать критическое мышление. Вместо механического списывания или выполнения однообразных упражнений можно давать практические задания — например, анализировать данные из открытых источников, делать выводы, сравнивать информацию. Это не только сложнее для автоматической генерации, но и помогает развивать логику, аналитическое мышление, коммуникацию», — отметил эксперт.
Аржаков подчеркнул, что ИИ нужно внедрять в образовательный процесс как инструмент. Он может помочь создавать индивидуальные задания под уровень каждого ученика, объяснять сложные темы на понятном языке, давать обратную связь. Однако для этого важно обучать учителей новым подходам.
Директор Центра спортивного программирования, алгоритмической робототехники, кибербезопасности и киберспорта Уфимского университета науки и технологий Святослав Пегов отметил, что как и любая прорывная технология, искусственный интеллект требует к себе ответственного отношения.
«Когда я учился в школе, учителя вели постоянную борьбу с использованием калькуляторов, полностью запрещали их использование в школе. Но задачи прогресса становились все сложнее, и сейчас многие вещи приходится просчитывать не то что на калькуляторе — на суперкомпьютере, что человек бы своим мозгом за всю жизнь не просчитал. Так же и с искусственным интеллектом. Нам необходимо не запрещать его детям, а объяснять, что ИИ не должен заменять твой собственный мозг, и разрабатывать новый спектр учебных задач, который потребует работы живого ума, а ИИ в этом процессе лишь один из инструментов. Время исписывать тетради одинаковыми упражнениями ушло», — указал Пегов.
Преподаватель факультета игровой индустрии и киберспорта «Синергии» Вадим Коваленко частично согласился со словами Даванкова. Действительно, если прикинуть примерную статистику людей читающих книги, то ее даже близко не сопоставить со статистикой читающих в 19−20 веках, когда компьютеры и телефоны были в книжках жанра фантазии. У людей не было выбора в получении информации.
«Когда у каждого ребенка есть телефон с любой информацией, которая ему может быть интересна, учебник не сможет предложить ничего кроме скучных напечатанных предложений и портретов известных людей. Заинтересованность учеников в самообразовании вследствие такого пропадает и даже использование проекторов и современных интерактивных досок не сможет привлечь должного внимания. У людей поменялся формат получения информации, им проще получить краткую и понятную сводку нужной ему темы в интернете, чем слушать то же самое, но 45 минут от учителя, который не всегда имеет харизмы, чтобы заворожить своими словами учеников», — заявил преподаватель.
Коваленко предложил такую схему: создать цепочку интерактивных домашних заданий, где ученик должен прослушать и вникнуть в видеоматериал с интерактивным табличками, иконками с полезной информацией для лучшего запоминания ключевых этапов урока. После просмотра пройденного материала, ученику дают доступ к выполнению домашнего задания с вопросами по пройденной теме урока.