
Председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов рассказал, как решить демографический кризис в России.
По его словам, заставить семьи рожать больше не может ничего.
«Есть масса ученых-демографов, которые считают, что миграцию надо исключить из демографии, потому что демография — это воспроизводство собственного населения. Это очень важно, потому что можно завезти там 40 миллионов китайцев или индийцев, но это не тот вопрос, который мы обсуждаем. Все-таки, рождаемость, дети — это не элемент принуждения. Даже если мы будем какими-то вот такими убогими схемами, ну, например, квартиры выделим, да, условно, и все зарожают. Вопрос рождаемости — это вопрос доброй воли, счастья, если хотите, другой культуры. А у нас все пытаются, например, пенсии отменить. Смешно представить 25-летних парня или девушку, которые будут думать, что их в старости кто-то должен будет поить, кормить, и они будут рожать четырех детей. И мы же понимаем, что во всем мире рождаемость фактически стремится к одному ребенку. И вот эти все инициативы, которые сыпятся как из рога изобилия от депутатов и прочих, они ничего не дадут. А делать надо совершенно другое — мировоззрение вырабатывать», — заявил эксперт в эфире Радио «Комсомольская правда».
Крупнов отметил, что Россия может за 20−25 лет вернуться в ситуацию простого демографического воспроизводства.
«Которое мы потеряли в 1964 году, когда стабильность была, и люди из подвалов переезжали пусть и в хрущобы, но в отдельные квартиры. Казалось бы, рождаемость должна была куда-то улететь в небеса. Мы можем за четверть века вернуться к простому демографическому воспроизводству, когда половина семей должна быть трех-четырехдетными. Надо культуру вот этой модельной семьи трех-четырехдетной поддерживать всеми силами государства с точки зрения всех там социокультурных и других инфраструктур, здравоохранения, образование и с точки зрения денег тоже конечно и квартир. Но главная идея — что нормальная русская семья должна быть трех-четырехдетной», — подытожил он.