
Госдума на этой неделе приступит к рассмотрению законопроекта, которым вводится обязанность операторов сотовой связи прекратить возврат абоненту внесенных в качестве аванса денег, если у правоохранительных органов возникнут подозрения, что они средства получены в результате преступных действий.
По словам председателя ГД Вячеслава Володина, это позволит пресекать совершение краж, а также будет способствовать оперативному возмещению причиненного ущерба потерпевшим.
Владелец юридического бюро «Палюлин и партнеры», преподаватель кафедры фундаментальных юридических и социально-гуманитарных дисциплин «Синергии» Антон Палюлин в интервью «Свободной Прессе» объяснил, что эффективность этого законопроекта будет зависеть от деталей его реализации. Согласно ст. 1102 ГК РФ, неосновательное обогащение подлежит возврату. Однако если закон введет исключение для случаев подозрения на преступные источники средств, например ст. 159 УК РФ — мошенничество, это может усложнить жизнь мошенникам, использующим SIM-карты для обналичивания средств.
«Но механизм блокировки должен быть четко прописан, чтобы избежать злоупотреблений. Должны быть прописаны объемы денежных средств, подлежащих блокировке, составлен „черный список“ сим-карт и лиц, подозреваемых в ведении незаконной финансовой деятельности, разработаны алгоритмы узнавания подозрительного платежа по аналогии с банковскими транзакциями», — отметил собеседник издания.
По мнению юриста, на первом этапе возможны спорные ситуации, особенно если подозрение основано на автоматизированном анализе транзакций без оперативной проверки. Так, если абонент получил оплату сотовой связи от родственника или работодателя, но алгоритмы правоохранительных органов сочтут это подозрительным, деньги могут быть временно заблокированы. Это создаст неудобства для добросовестных пользователей и увеличит нагрузку на суды из-за обжалований.
«Рядовые граждане могут пострадать, если не будет предусмотрен быстрый и прозрачный механизм оспаривания блокировки. В соответствии с ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, лишение имущества возможно только по решению суда, поэтому если блокировка будет происходить в досудебном порядке, это может привести к нарушениям прав абонентов. Кроме того, потребуются изменения в ФЗ „О связи“, регулирующие порядок взаимодействия операторов и правоохранителей», — уточнил Палюлин.
Преподаватель добавил, что правоохранители столкнутся с необходимостью оперативно проверять огромный массив транзакций, а это потребует дополнительных ресурсов. Если подозрения будут формироваться на основе шаблонных алгоритмов (частые переводы между одними и теми же номерами и счетами), мошенники быстро адаптируются, рассредоточивая потоки.
«Кроме того, возможны конфликты юрисдикций, если мошенники используют иностранные сервисы или виртуальные операторы. В целом, мера может дать положительный эффект, но только при наличии сбалансированного механизма исполнения, исключающего массовые ошибки», — заключил Палюлин.
Ранее сообщалось, что мошенники массово рассылают фейковые сообщения от имени операторов связи, банков и госорганов, чтобы заставить россиян устанавливать вредоносные программы.