
Госдума накануне приняла проект закона о расширении круг лиц, которых можно допускать к преподаванию в школах. Теперь студенты вузов непедагогических специальностей, успешно закончившие третий курс, в том числе по предметам, дисциплинам в области педагогической деятельности, смогут работать школьными учителями.
Получаемая ими специальность и направление подготовки должны совпадать с предметами, которые они будут вести. Это касается и преподавания в колледжах. При этом работодатель сам будет определять соответствие непедагогической специальности студента учебным предметам, курсам, дисциплинам основного общего, среднего общего образования.
Также в колледжах по школьным предметам смогут преподавать и студенты вузов педагогических специальностей, успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за три года обучения.
Профессор кафедры европейских исследований СПбГУ Наталья Еремина в интервью «Свободной Прессе» отметила, что вообще обучение в вузе предполагает подготовку не только научных или профессиональных кадров, но и педагогических. И раньше в большинстве курсах высших учебных заведений в обязательном порядке присутствовала психология и педагогика.
«Некоторые вузы отказались в дальнейшем от этого направления подготовки специалистов, чем ограничили возможности трудоустройства. С течением времени выяснилось, что если у человека нет такой галочки в дипломе, то наверняка его не возьмут преподавать. А раньше это было в порядке вещей, поскольку одновременно государство готовило тех, кто может учить. И в методологии предлагалось, что люди проходили стажировку, в том числе в школах, и это даже поощрялось», — пояснила собеседник издания.
По словам Ереминой, студенты на разных курсах, чаще третьем, четвертом и магистратуре, не против и активно подрабатывают, преподавая предметы, которым обучаются. Как правило, это языки, нередко математика и прочее. Серьезно этим занимаются аспиранты, в том числе подготовкой со школьниками к ЕГЭ.
«По определенным предметам аспирантам удалось донести информацию гораздо лучше, чем это делал школьный преподаватель, который измучен общей нагрузкой. В этом смысле близкий возраст и язык общения — критически важные моменты. Чем моложе преподаватель, тем больше к нему внимания со стороны молодой аудитории», — уточнила профессор.
Проблема квалифицированных кадров в России, бесспорно, существует, как и проблема в подготовке этих кадров. Вероятно, в нашей стране начнет появляться больше специализированных центров, школ, техникумов, колледжей, создаваемых частными компаниями или крупными производствами для подготовки собственных кадров, а потом их трудоустройства. И естественно они будут нуждаться в том, чтобы пришли новые и современные преподаватели, заключила Еремина.
Ранее Госдума окончательно приняла закон, усиливающий защиту религиозных символов традиционных конфессий России.