
Депутат Госдумы Денис Парфенов (КПРФ) направил обращение главе Роскомнадзора Андрею Липову с просьбой сохранить для россиян возможность пользоваться функцией звонков в иностранных мессенджерах.
В среду РКН сообщал, что меры по частичному ограничению звонков в Telegram и WhatsApp применяются для противодействия преступникам.
Директор Управления веб-разработки университета «Синергия» Артем Аксянов в интервью «Свободной Прессе» сказал, что блокировка мессенджеров — «увы, не панацея от мошенников».
Статистика и практика правоохранительных органов ясно показывают: главная угроза сейчас — это обычные звонки и СМС. По его словам, если WhatsApp и Telegram заблокируют, преступники просто переключатся на другие каналы: почту, соцсети, другие мессенджеры — или станут названивать еще чаще.
«Корень проблемы в массовых утечках номеров телефонов (часто из госреестров и корпоративных баз) и в том, что многие люди, особенно старшего поколения, не всегда распознают обман. Получается, блокировка борется со следствием, а не с причиной. Куда эффективнее были бы жесткий контроль за персональными данными, усиление киберподразделений полиции, и большие просветительские кампании», — уверен собеседник издания.
Аксянов подчеркнул, что нельзя забывать и про рынок. MAX в этой ситуации — объективный выгодополучатель. Любые ограничения для WhatsApp и Telegram автоматически дают фору российским аналогам. Одновременно здесь кроется риск: если люди почувствуют, что их заставляют перейти на MAX, а не переманивают удобством и функциями, это может подорвать доверие к самому сервису и цифровой политике, вызвать недовольство и поиск обходных путей.
«К тому же полная блокировка — это удар по всем. Во-первых, по бизнесу: миллионы фирм общаются с клиентами и внутри команд через эти мессенджеры. Во-вторых, по людям, потому что многие привыкли звонить и писать родным за границей через WhatsApp или Telegram. Блокировка лишит их удобного и привычного канала связи. Наконец, это бьет по репутации: наша страна может начать восприниматься как технологически закрытая, что вряд ли поможет нашему развитию», — пояснил разработчик.
Эксперт уточнил, что выход — не в запретах, а в создании сильного конкурента. MAX или другой российский мессенджер сможет завоевать людей, если предложит удобную связку с нужными сервисами («Госуслуги», банки, доставка) и что-то уникальное и полезное, чего нет у других. Он также должен обеспечить вызывающую доверие безопасность на уровне мировых лидеров, со сквозным шифрованием и проверкой независимыми экспертами, а также простой и понятный интерфейс, чтобы пользоваться им было легко и приятно, заключил Аксянов.
Ранее в «Ростелекоме» заявляли, что не в курсе инициативы блокировать голосовые вызовы в зарубежных мессенджерах.