
Профсоюз «Учитель» в начале октября сообщил о многочисленных жалобах со стороны педагогов из Рязанской, Орловской, Иркутской, Оренбургской, Тульской областей, республик Башкирия и Карелия, Хабаровского и Краснодарского краев. Причина — отмена сельских выплат, надбавок за стаж, категорию, доплат за заведование кабинетом и так далее. По мнению представителей профсоюза, через такие манипуляции губернаторы хотят отчитаться об увеличении окладов педработникам без дополнительных расходов из местных бюджетов.
Летом Минпросвещения анонсировало запуск пилотного проекта по внедрению новой системы оплаты труда учителей во Владимирской, Сахалинской областях и Республике Удмуртия. Предполагается, что на 70% зарплата педагогов будет состоять из фиксированного оклада, а на 30% из стимулирующих выплат. На всю страну новую систему хотят распространить в 2027 году.
Доктор педагогических наук, профессор, декан факультета психологии университета «Синергия» Екатерина Аверина в беседе со «Свободной Прессой» напомнила, что система оплаты труда педагогов давно вызывает бурные дискуссии. Новая тестируемая модель кажется компромиссом между стабильностью и возможностью поощрять результативность. Однако на практике эта идея не так однозначна.
«Сама концепция выглядит привлекательной: фиксированная часть обеспечивает предсказуемый доход, а стимулирующая — мотивирует к профессиональному росту. Но успех схемы зависит от прозрачности критериев и справедливости распределения этих 30%. Если же „доплаты“ превращаются в инструмент давления или произвола, система теряет смысл и доверие. Жалобы учителей, безусловно, могут повлиять на ситуацию. Российские педагоги становятся все более активными в профессиональных сообществах, объединяются, пишут открытые письма, выходят на публичные площадки. Сегодня их голос слышен громче, чем несколько лет назад. Другое дело — как реагируют чиновники. Здесь многое зависит от конкретного региона и его образовательного руководства», — отметила Аверина.
Профессор кафедры управления, маркетинга и продаж Российского государственного социального университета Александра Сытник в интервью «СП» среди положительных сторон соотношения 70/30 выделила стабильность и защищенность — высокая доля фиксированного оклада делает зарплату учителя более предсказуемой и менее подверженной произвольным сокращениям.
«Это снижает финансовую уязвимость педагогов и может повысить их уверенность в завтрашнем дне. Кроме этого, увеличение гарантированной части зарплаты теоретически должно уменьшить возможности региональных властей и руководства школ для манипуляций в начислении стимулирующих выплат, что происходило ранее в ряде регионов. Также сохранение стимулирующей части позволяет поощрять учителей за высокие результаты, дополнительные нагрузки и инновационные подходы. Наконец, четкое соотношение фиксированной и переменной части делает систему более понятной и прозрачной для самих педагогов, что снижает основания для недовольства», — пояснила собеседник издания.
Сытник подчеркнула: главное опасение заключается в том, что педагогам будет выплачен только базовый оклад, а начисление остальных 30% будет зависеть от руководства, повышая субъективизм и коррупционность в выплате стимулирующих надбавок.
На вопрос «СП», должен ли контролировать все эти процессы федеральный центр, Аверина ответила: безусловно, должен, но не в виде очередных отчетов, а через реальный мониторинг доходов педагогов.
«Необходимо сопоставлять цифры на бумаге с фактическими выплатами, иначе „рост зарплат“ останется статистическим миражом. Контроль сверху важен, но еще важнее — вовлеченность самих учителей в выработку справедливых правил игры. Пока же формула 70/30 остается скорее символом надежды, чем гарантом стабильности. Образование — не сфера, где можно экономить на людях, от которых зависит будущее страны», — добавила Аверина.
Сытник согласна с коллегой. По ее мнению, федеральный центр должен взять на себя ответственность за разработку единых, прозрачных и справедливых критериев для стимулирующих выплат, чтобы исключить субъективизм и бюрократию. Существуют значительные различия в уровне зарплат учителей между регионами, и федеральное вмешательство, к примеру, через установление единых правил оплаты труда, могло бы сгладить это неравенство и обеспечить достойную зарплату педагогам по всей стране.
«При этом в России решения в области образования отнесены к региональной компетенции. Есть риск, что федеральный контроль сведется к формальным проверкам и отчетам, которые не решат реальных проблем, а лишь создадут видимость деятельности. Если федеральный центр будет полностью отвечать за зарплаты учителей, это может снизить ответственность региональных властей за финансирование образования», — заключила Сытник.
Ранее сообщалось, что Минпросвещения планирует подготовить единые учебники по обязательным предметам к 2029 году.